Золотой век французской куклы

Чем обеспеченнее общество, тем сложнее и роскошнее игрушки, которые оно предлагает своим детям.

KuklaПоэтому в стародавние времена, когда на первый план выходило элементарное выживание, игрушек как таковых не существовало. Главной заботой родителей было обеспечить чаду наличие еды, тепла и безопасности, а чем его занять и развлечь — это было минимальной проблемой. Само слово «игрушка» появилось только в 16 веке. Где? Там же, где появлялись все модные новинки — во Франции, разумеется…

Правда, если законодателем моды в одежде и ароматах был Париж, то центрами производства игрушек были совсем другие места — Лимож и окрестности Лиона, где работали столяры и резчики по дереву. А самыми крупными производителями игрушек были Нюрнберг и Страсбург.

Куклы того времени изготавливались кустарным образом, чаще всего — на заказ. Они были очень дороги и доступны только богатым людям. И даже когда в 19 веке был образован «Синдикат французских фабрикантов игрушек», куклы не перестали быть дорогими. Именно поэтому в то время куклы были предназначены вовсе не для детских игр,они служили для украшения дома, для демонстрации уровня достатка. Они даже являлись порой государственными наградами — английские монархи, бывало, вручали кукол высокородным дворянам за большие заслуги перед страной.

Кукол того времени поселяли в роскошные дома со всей обстановкой, наряжали в драгоценные наряды, расшитые золотом, жемчугом и самоцветами. Французские мастера-кукольники изготавливали сложнейшие и дорогостоящие механизмы, позволявшие куклам двигаться, танцевать и издавать звуки — то есть это были игрушки исключительно для взрослых.

Массовое производство игрушек для детей началось только после начала использования в процессе папье-маше вместо фарфора, гипса и дерева. Хотя этот материал тоже не отличался особенной долговечностью, но был дешев и позволял механизировать процесс изготовления. Но настоящую радость детям подарило только использование для изготовления голов кукол недорогого грубого фарфора без глазури, называемого «бисквит» и напоминающего человеческую кожу. Туловище для такой головки изготавливали тряпичное или кожаное.

Самой знаменитой французской фабриканткой кукол была (да и остается) Аделаида Урэ. Именно она изобрела кукол с подвижными сочленениями, с туловищем из упругой гуттаперчи и головой из фарфора.

Первое объявление фабрики Huret & Sie о продаже кукол нового образца вышло в газетах в 1851 году. А уже в 1855 году на Международной выставке в Париже Аделаида Урэ и ее куклы получили серебряную медаль. Популярность подвижных кукол мадмуазель Урэ стремительно росла, несмотря на их высокую цену. Эти куклы были наиболее дорогостоящими в то время, их выпускали всего 1200 штук в год, и каждая кукла имела свой номер. Именно о кукле мадмуазель Урэ идет речь в романе Гюго «Отверженные» — на нее, прекрасную и недоступную, завороженно смотрит сирота Козетта через окно лавки…

В 1857 году Аделаида объединилась со старшей сестрой Леопольдиной, и производство стало возрастать. Были налажены связи с известнейшими модистками, и кукол стали одевать по моде, снабжать многочисленными аксессуарами — шляпками, зонтиками, сумочками. А вскоре ситуация переменилась до противоположной — детская мода, наоборот, стала копировать наряды кукол, потому что девочки хотели такое же платьице, как у нарядной куклы, такие же хорошенькие ботиночки.

Марка Huret существовала до 1914 года, пока не была продана польской эмигрантке Лазарски.

Kukla-2Другим знаменитым кукольным фабрикантом является Леон Казимир Брю, чьи куклы, наряду с куклами мадмуазель Урэ, в наши дни стали необычайной редкостью, предметом вожделения коллекционеров.

Вначале Брю выпускал так называемых «модных» кукол, которые служили для демонстрации новинок модной одежды. Фарфоровые головы изготавливались на фабрике Евгения Борруа со специальной маркировкой B.Jne&Sie, а туловища шили из кожи или ткани. С 1869 года стали выпускать кукол с деревянными туловищами, обладающими подвижными руками и ногами; кукол с двумя лицами — улыбающимся и спящим; кукол со встроенным внутрь механизмом, играющим несложные музыкальные фрагменты; кукол, способных имитировать процесс еды. Самой известной стала запатентованная в 1873 году «улыбающаяся Брю».

К концу 19 века кукол-дам сменили куклы-девочки. Изменились пропорции лиц и туловищ, одежда стала копировать детскую, но менее роскошной не стала.

Фабрика Брю меняла владельцев, что почти не сказывалось на качестве выпускаемых кукол. Все куклы Брю выходили небольшими партиями, изготавливались вручную в маленькой мастерской или даже на дому немногочисленными рабочими. Но более крупные компании, в основном немецкие, начали самую настоящую войну за господство на рынке, и фабрика Bru, как и многие другие, не выдержала конкуренции. Золотой век французской куклы закончился к середине 20 века.

В настоящее время куклы производства Bru и Huret являются дорогими предметами коллекционирования, как и одежда и аксессуары, выпущенные этими фабриками. И они, как настоящие произведения искусства, этого вполне заслуживают.

© При копировании информации активная гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий