Музей Вольтера

volter

Вольтер

Очень необычна и интересна история формирования фонда музея в связи с именем Вольтера.

Первая пьеса Вольтера — «Эдип» — была поставлена в «Комеди Франсэз» в 1718 году. Спектакль имел огромный успех, решивший дальнейшую театральную судьбу двадцатичетырехлетнего драматурга, на десятилетия оказавшегося прочно связанным с театром.

О Вольтере говорили, что ему равно близки все литературные жанры — от пародии и эпиграммы до философских трактатов. Но драматический жанр был для него любимейшим. Тридцать его пьес были поставлены на сцене «Комеди Франсэз». Он внимательно следил за их сценической судьбой и много времени уделял работе с актерами над каждой пьесой.

Вольтер был свидетелем расцвета трех поколений лучших актеров этого театра, был дружен с Адриенной Лекуврер, Мари-Франсуаз Дюмениль, Ипполитой Клерон. Именно он впервые заметил молодого Лекена, начал с ним заниматься, рекомендовал его в «Комеди Франсэз», где талант актера расцвел в полной мере. По существу, весь XVIII век прошел в театре под знаком Вольтера. Его пьесы, его драматическая теория и теория актерского творчества, его понимание роли руководителя постановки в театре, его стремление реформировать сценический костюм и оформление сцены, его взаимоотношения с актерами — все это отражено в документах архива. Здесь хранятся оригиналы пьес Вольтера с его авторскими пометами, его записки oб их постановке на сцене, письма к актерам.

voltaire-1Богата иконография самого Вольтера. В музее имеется прекрасный портрет Вольтера, относящийся к 20-м годам XVIII века, созданный художником Никола де Ларжильером, один из немногих, сохранивших изображение молодого писателя. Два скульптурных портрета были выполнены для театра Жаном-Антуаном Гудоном. Первый, поясной, воспроизводит Вольтера в расцвете сил, второй – знамениты Волтер в кресле – воссоздает образ уже дряхлеющего старика, законодателя литературных вкусов эпохи.

Интересны две гравюры, также созданные по инициативе театра, изображающие апофеоз взаимоотношений театра с Вольтером. Таким признанием выдающейся роли Вольтера стала состоявшаяся на сцене «Комеди Франсэз» торжественная церемония. В марте 1778 года на представлении его последней пьесы, Ирена, на авансцене был установлен мраморный бюст драматурга, который окружили актеры в костюмах персонажей его пьес, а актриса Вестрис и актер Бризар возложили на него лавровый венок. Сам Вольтер из ложи наблюдал эту церемонию. Зрительный зал стоя приветствовал великого старца.

Иконография, посвященная постановкам Вольтера на сцене «Комеди Франсэз», не велика, изобразительный материал по спектаклям XVIII века почти не сохранился. Но кое-что восстановить все же можно по изображениям известных актеров эпохи, которые были запечатлены в вольтеровских ролях.

С именем Вольтера связаны многие реформы в оформлении сцены и театральном костюме. Если раньше спектакли французского театра обычно давались в декорациях, условно называвшихся «дворец», «комната с четырьмя дверями» (в основном для пьес Мольера), «перекресток», «лес», подходивших для любой пьесы, независимо от ее содержания, исторической эпохи или национального колорита, а актеры все роли играли в костюмах современного вельможи или знатной дамы, то по настоянию Вольтера для каждой пьесы делались новые декорации и подбирались соответствующие ей костюмы. Чаще всего для пьес Вольтера декорации делал итальянский художник Паоло-Антонио Брунетти, обосновавшийся в Париже около 1730 года. Они во многом напоминали барочные архитектурные композиции знаменитого итальянского художника Фердинандо Биббиены. Историзм их был еще весьма робким, но все же это был немалый шаг вперед в передаче исторического правдоподобия.

Сами эскизы декораций к пьесам Вольтера в музее не сохранились, но остались многие рабочие материалы, записи, чертежи и рисунки, по которым эти декорации строились. Очень интересный материал о декорациях, в которых игрались пьесы Вольтера, как, впрочем, и других ставившихся в то время авторов, дают записи в дневниках-журналах, которые вел Лекен. В одном из них подробнейшим образом описаны шестьдесят трагедий, входивших в то время в репертуар «Комеди Франсэз». Лекен перечислил в деталях, что составляло оформление каждого акта, все аксессуары, сценические костюмы актеров, используемую в спектакле машинерию, указал вступление музыки по актам и сценам, зафиксировал каждую мизансцену и переходы фигурантов. Это были подробные сценарии каждого спектакля. Сотрудник театра, которого сейчас назвали бы помощником режиссера, по этим записям мог вести спектакль.

© При копировании информации гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий