Кресло Мольера

fauteuil-Moliere

Кресло Мольера

Несмотря на тесные контакты с драматургами, «Комеди Франсэз» все же всегда ощущал себя прежде всего как сообщество актеров. Не случайно его сосьетерами, т.е. членами сообщества, были именно актеры. В 1804 году это название для постоянного актерского состава труппы было в театре официально принято, а в 1812, в так называемом Московском декрете, подписанном Наполеоном в Москве, получило права гражданства.

Постоянная труппа, состоявшая из двадцати семи человек – пятнадцать актеров и двенадцать актрис, — с которой театр начинал свое существование в 1680 году, и впоследствии, во все периоды его жизни, пополнялась и обновлялась, была костяком коллектива, главным двигателем его поисков. На медали театра, выполненной в 1681 году, изображен улей, возле которого вьются пчелы. Таков, подразумевалось, театр, ставший для своих актеров родным домом: куда бы им не приходилось уйти из него. Все равно, как пчелы, не могут не вернуться назад.

Все это отнюдь не означало, что в коллективе всегда все обстояло благополучно и что никакие бури не сотрясали своды театра. Бури не могли не проноситься, установившиеся принципы и привычки не могли не меняться. И в то же время сам коллектив продолжал существовать как монолитный организм. Здесь уместно вспомнить принятый еще в 1681 году девиз театра «Simul et singulis», что можно перевести как «Общее целое, созданное трудом и талантом каждого в отдельности».

Надо отдать должное актерам: они всегда чтили память своих предшественников. Многое в этом отношение делалось и делается музеем. Воспоминания о великих актерах оживают в собранных коллекциях портретов и реликвий. Во внутренних фойе театра, репетиционных комнатах, гримуборных хранятся принадлежности театрального быта актеров, их сценические костюмы, личные вещи. Залы и фойе носят их имена.

fauteuil-Moliere2

Кресло Мольера на улице

Каждый из пяти этажей театра носит одно из прославленных имен – Рашели, Марс, Превиля, Тальма, Сансона. Один из репетиционных залов назван в честь Муне-Сюлли, одно из внутренних актерских фойе – в честь Рашели. Казалось бы, это все детали, не влияющие на сегодняшнюю жизнь театра. Но они создают атмосферу живой истории, традиций, соединяющих прошлое театра с сегодняшним днем.

Сейчас одной из первых и почитаемых реликвий музея стало «кресло Мольера»: в нем он сидел 17 февраля 1673 года, играя Аргана в последнем своем спектакле – в «Мнимом больном». Во время последнего акта (спектаклю игрался в театре всего в четвертый раз) Мольер почувствовал себя плохо и потерял сознание. Товарищи подняли его с этого кресла и на руках перенесли домой, где через несколько часов он скончался.

До 1879 года кресло использовалось в качестве театрального реквизита. Затем оно перешло в музей и заняло самое почетное место в экспозиции в зрительном фойе. В инвентарных книгах музея о нем сказано: «Хранится во имя памяти. Цены не имеет»

Сейчас кресло стоит под колпаком из стекла. Оно стало как бы символом духовного присутствия Мольера в «Камеди Франсэз». Каждый год 17 февраля после спектакля вокруг кресла собирается вся труппа театра, чтя память великого комедиографа.

© При копировании информации активная гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий