Замок Блуа

Место, где прошлое оживает

Конная статуя Людовика XII над входом в замок Блуа

Конная статуя Людовика XII над входом в замок Блуа

Любители Франции, а также поклонники романов Александра Дюма, конечно, слышали об этом знаменитом замке. Он не раз упоминался в литературе в качестве места самых романтичных и самых трагичных событий.

На этом удивительно красивом по природе месте люди жили еще в эпоху неолита. Высокий скалистый утес и полноводная Луара обеспечивали жившим здесь людям надежную защиту. Однако в текстах рассказы о здешних местах встречаются лишь с IX века.

История самого замка начинается с середины Х века, когда хозяевами Блуа и его окрестностей стали влиятельные феодалы — графы де Блуа. От мощной крепости, воздвигнутой в XIII веке, сохранились лишь угловая башня, часть крепостной стены, а также большой зал графов де Блуа, предназначавшийся для собраний и празднеств.

В конце XIV века графство Блуа было продано сыну французского короля Карла V принцу Людовику Орлеанскому. Однако в основном история Блуа связана с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII. Уроженец Блуа, Людовик XII, велел обосновать здесь свою резиденцию. Это стало началом «звездного часа» для Блуа.

Крыло Людовика XII

Крыло Людовика XII

ЗАМОК ВРЕМЕН ЛЮДОВИКА XII

Город и его окрестности находились тогда в пышном расцвете. Новый король тотчас же начинает реконструкцию замка своих предков. Всего за три года по трем сторонам двора «выросли» новые корпуса замка. Теперь Блуа по-настоящему стал замком, а не крепостью – исчезли защитные башни и бойницы, появились широкие окна, изящно украшенные балконы, люкарны, прогулочные галереи, которые пропускали в здание больше света и воздуха. Блуа стал для короля парадной резиденцией – этим жестом Людовик XII как бы обозначил новую манеру королевского правления – открытую дипломатию.

Постройки Людовика XII были глубоко готическими. В его крыле отсутствавало равновесие, в планировке и в распределении окон было много гармоничной асимметрии, тонкая, кружевная лепнина, много каменного декора с фантастическими персонажами.

По традиции повсюду в замке встречаются выгравированные из камня инициалы и эмблемы владельцев замка: цветки лилий — символы короля, горностай – символ королевы Анны Бретонской; парадную лестницу украшают дикобразы – эмблема герцогов Орлеанских: «De pres comme de loin, je suis redoutable!» («Вблизи, как и вдали, я опасен!»). Над главным входом в замок возвышается конная статуя короля.

В ЭПОХУ ФРАНЦИСКА I

Вступив на престол, Франциск I предпринял активные действия к перестройке старых и возведению новых частей замка. Строительство началось в 1515 и закончилось в 1524 году, то есть с начала правления Франциска до смерти его супруги, королевы Клод де Франс. Эмблемы и различные символы короля (саламандра) и королевы (буква «С» и горностай) встречаются повсюду в этом крыле.

Крыло Франциска I было построено всего через 15 лет после крыла Людовика XII, но они так отличаются друг от друга, что порой трудно поверить, что они принадлежат одному замку. Итальянское искусство за этот период так повлияло на французское, что крыло Франциска I считают первым шедевром Ренессанса во Франции.

Лестница корпуса Франциска I

Лестница корпуса Франциска I

Фасад со стороны двора дышит готикой – он ассиметричен, его крыша украшена высокими каминными трубами, оригинальными мансардными окнами-люкарнами и многочисленными барельефами. Но есть в этом фасаде и новинки, не свойственные готике – окна обрамлены пилястрами, видно строгое деление на этажи. Вертикальные обрамления окон и горизонтальные межэтажные перекрытия образуют на фасаде узор в виде квадратной сетки, которая быстро вошла в моду и повторялась потом на многих других замках Луары. Эмблему Франциска I – саламандру – пропустить невозможно, этот рельеф повторяется на фасаде крыла одиннадцать раз. Возможно, король выбрал своим символом саламандру за то, что это мифическое существо способно жить в огне. Девиз Франциска I: «J’encourage le bien et j’etouffe le mal!» — «Я поощряю добро, но я душу зло!»

Основной достопримечательностью крыла Франциска I является парадная лестница. Она также представляет собой симбиоз двух эпох: от предыдущей эпохи, типичной для готической Франции, она унаследовала спиральную структуру, а от новой – заметное деление на этажи. Лестница построена винтом в восьмигранной выступающей башне и особое очарование ей придают открытые марши между угловыми контрфорсами, ажурно украшенные каменной резьбой. С нее открывается прекрасный вид на двор, откуда король мог наблюдать за своими придворными, праздничными действами, а также проводить королевские церемонии.

Интерьер крыла Франциска I

В течение пятнадцати последних лет интерьер крыла Франциска I постоянно переделывался и заново обставлялся мебелью: столы в итальянском стиле, фламандские гобелены, кресла с высокими спинками и, особенно, лари, которые в эпоху Ренессанса, как и в средние века, продолжали оставаться основным видом мебели.

В Зале Гвардейцев обязательно стоит обратить внимание на огромных размеров вышивку на религиозный сюжет. Также привлекает внимание деревянная панель второй половины XVI века, которая точно воспроизводит атмосферу бала при дворе Валуа. Персонажи исполняют модный итальянский танец, ввезенный во Францию Екатериной Медичи.

Наибольшая достопримечательность корпуса Франциска I — его рабочий кабинет, так как он сохранил свой оригинальный декор: 237 деревянных резных панелей, каждая из которых своеобразна в своем роде – арабески, рога изобилия, маскароны, дельфины и т.д. По версии Дюма среди этих панелей спрятаны 4 тайника, где королева Екатерина Медичи хранила свои страшные яды, а, по мнению других историков, берегла от посторонних глаз драгоценности и важные документы.

Спальня Франциска I

Спальня Франциска I

Историческую ценность представляют помещения на третьем этаже корпуса Франциска I – немые свидетели убийства герцога де Гиза. Это важное событие в истории Франции произошло 23 декабря 1588 года. Герцог Гиз был генерал-лейтенантом королевства, одним из вдохновителей Варфоломеевской ночи, а также главой сильной католической Лиги, созданной для борьбы с протестантами и ограничения абсолютной власти короля Генриха III. Де Гиз, зная свое сильное влияние на королевский двор, заставил Генриха III собрать в Блуа Генеральные штаты, надеясь свергнуть с их помощью короля и самому взойти на трон. Однако Генрих был предусмотрительнее. Почувствовав угрозу, он организовал убийство герцога, а затем и его брата, кардинала де Лоррена. Эти убийства положили конец религиозным войнам, раздиравшим Францию во времена правления сыновей Екатерины Медичи.

Картины XIX века, выставленные в Зале Совета и в Королевских покоях, иллюстрируют это трагическое событие.

Спустившись на второй этаж, можно попасть в Зал Генеральных Штатов. Это самый большой зал крепости графов де Блуа. Именно в этом огромном зале — одном из самых старинных, сохранившихся в готическом замке, граф де Блуа осуществлял свое правление, судил, принимал почести от своих верных вассалов.

Во времена обоих королей – Людовика XII и Франциска I – город Блуа пережил блестящий взлет, но после смерти королевы Клод де Франс и жестокого поражения при Павии в 1525 г. Франциск I больше не возвращался в Блуа, а его преемники останавливались здесь лишь на короткое время.

КРЫЛО ГАСТОНА ОРЛЕАНСКОГО

В XVII веке город вновь был оживлен благодаря младшему брату Людовика XIII — Гастону Орлеанскому, который прожил в здесь 26 лет.

Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Гастоном Орлеанским, братом Людовика XIII, сосланным в Блуа из-за его бесконечных интриг против короля.

Крыло Гастона Орлеанского

Крыло Гастона Орлеанского

Строгий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов. Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками… Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крыло в глубине двора, и то не окончательно. Остаток своей жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска I, напротив своего незавершенного шедевра.

В корпусе Гастона Орлеанского сегодня размещается Муниципальная библиотека и два больших зала, используемых для концертов, конференций, выставок.

Но в XVIII веке замок Блуа снова был покинут королями. Он был разделен на небольшие жилые помещения и содержался в плачевном состоянии, сады были запущены… Король Людовик XVI в 1788 году приказал либо продать замок, либо разрушить его, если покупатели не найдутся. И лишь переоборудование замка в казарму спасло его от гибели.

Во время и после Революции Блуа был сильно поврежден. Замок пострадал от вандализма: все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Печальная участь замка длилась всю первую половину XIX века. Он претерпел множество переделок во время военной оккупации, и лишь начиная с 1845 года архитектором Дюбаном была предпринята обширная реставрация, осужденная в настоящее время как чрезмерная.

Фотографии: Анастасия Миркус,
Алена Голик

© При копировании информации активная гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий