Во-ле-Виконт
«Это владение я рассматривал как свою главную обитель, где хотел оставить несколько знаков того положения, в котором пребывал».
Никола Фуке, бывший суперинтендант королевских финансов, написал эти строки в тюрьме, из которой уже не вышел до самой смерти.
Об этом незаурядном человеке, друге поэта Лафонтена, герое знаменитого политического процесса, свидетельствует шедевр искусства – Во-ле-Виконт.
17 августа 1661 года, когда догорели последние огни праздничного фейерверка, а топот копыт лошадей, увозивших гостей, смолк за ближним лесом, Никола Фуке имел все основания считать, что он любимец богов: сам король Людовик XIV только что изволил пройтись по мраморным плитам и садовым партерам его новенького замка и похвалить своего суперинтенданта финансов. Значит, снова Фортуна улыбнулась храбрецу: он на вершине своего могущества, все умы и таланты королевства собрались под его золочеными потолками.
Как говорит семейный девиз: «Quo non ascendet?» — «Куда он только не взойдёт?». Ответ грянул месяцем позже: 5 сентября Фуке арестовали и бросили в тюрьму, где он оставался до самой смерти, наступившей в 1680 году. Никогда больше не довелось ему увидеть роскошный замок, в который он вложил весь свой вкус и ум и который остаётся одним из высших достижений французской архитектуры XVII века. Ибо замок Во — действительно произведение одного человека: Никола Фуке сам выбирал место, архитекторов, живописцев, садовников. Пять лет понадобилось, чтобы выстроить замок на территории маленького имения, расположенного там, где сходятся две долины, и купленного в 1641 году на наследство, полученное от отца и от первой жены, Луизы Фурше, скончавшейся через год после свадьбы.
Чтобы осуществить проект во всём его размахе, были расчищены 500 гектаров территории: снесены старый замок, деревня Во и два соседних хутора. Здания, парк, каскады — всё организованно вокруг оси в полтора километра длиной, идущей с севера на юг. Фуке ничто не казалось огромным, слишком красивым — работа поглотила значительные средства, и это вызвало гнев завистливого короля. Как будто всё было не в его пользу. Но это не главное — главное в том, что Фуке раздражал: при всём своём богатстве и жажде власти он был мастер искусства жить. Его замок был блистательной и роковой демонстрацией этого искусства.
В 1641 году 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трёх крупнейших профессионалов своего времени — архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.
17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен. Пышное приобретение (в числе прочих обвинений) было использовано Жаном-Батистом Кольбером, интендантом финансов, для атаки на Фуке. Король, снедаемый завистью к роскоши, достойной только лишь короля, дал Кольберу согласие на арест Фуке. 5 сентября Никола Фуке был арестован Д’Артаньяном. Король конфисковал Во-ле-Виконт; команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно.
После смерти сына Фуке замок перешёл к маршалу де Виллару, после него к Шуазелям. В 1840 герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет. В 1875 её продали с аукциона Альфреду Сомье, в запустевшем и разграбленном состоянии. Трудами Сомье и ландшафтного архитектора Габриэля Десталье усадьба была восстановлена.
Во-ле-Виконт остаётся частной собственностью (графов Вогюэ) по сей день. В 1979 в Во-ле-Виконт снимался фильм «Лунный странник», в 1989 — «Человек в железной маске».
© При копировании информации гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!
По материалам Анны Сефриуи в переводе Натальи Горбаневской
Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.
Оставить комментарий
Вы должны войти для комментировиня.