Во-ле-Виконт

«Это владение я рассматривал как свою главную обитель, где хотел оставить несколько знаков того положения,  в котором пребывал».

Никола Фуке, бывший суперинтендант королевских финансов, написал эти строки в тюрьме, из которой уже не вышел до самой смерти.

Об этом незаурядном человеке, друге поэта Лафонтена, герое знаменитого политического процесса, свидетельствует шедевр искусства – Во-ле-Виконт.


Vo_le_Vikont
17 августа 1661 года, когда догорели последние огни праздничного фейерверка,  а топот копыт лошадей, увозивших гостей, смолк за ближним лесом, Никола Фуке имел все основания считать, что он любимец богов: сам король Людовик XIV только что изволил пройтись по мраморным плитам и садовым партерам его новенького замка и похвалить своего суперинтенданта финансов. Значит, снова Фортуна улыбнулась храбрецу: он на вершине своего могущества,  все умы и таланты королевства собрались под его золочеными потолками.

Как говорит семейный девиз: «Quo non ascendet?»   — «Куда он только не взойдёт?». Ответ грянул месяцем позже: 5 сентября Фуке арестовали и бросили в тюрьму, где он оставался до самой смерти, наступившей в 1680 году. Никогда больше не довелось ему увидеть роскошный замок,  в который он вложил весь свой вкус и ум и который остаётся одним из высших достижений французской архитектуры XVII века. Ибо замок Во — действительно произведение одного человека: Никола Фуке сам выбирал место, архитекторов, живописцев, садовников. Пять лет понадобилось, чтобы выстроить замок на территории маленького имения, расположенного там, где сходятся две долины,  и купленного в 1641 году на наследство, полученное от отца и от первой жены, Луизы Фурше, скончавшейся через год после свадьбы.

Чтобы осуществить проект во всём его размахе, были расчищены 500 гектаров территории: снесены старый замок, деревня Во и два соседних хутора. Здания, парк, каскады — всё организованно вокруг оси в полтора километра длиной, идущей с севера на юг. Фуке ничто не казалось огромным, слишком красивым — работа поглотила значительные средства, и это вызвало гнев завистливого короля. Как будто всё было не в его пользу. Но это не главное —  главное в том, что Фуке раздражал: при всём своём богатстве и жажде власти он был мастер искусства жить. Его замок был блистательной и роковой демонстрацией этого искусства.

В 1641 году 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трёх крупнейших профессионалов своего времени — архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк  с партерами, фонтанами и каналами. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.

17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен. Пышное приобретение (в числе прочих обвинений) было использовано Жаном-Батистом Кольбером, интендантом финансов, для атаки на Фуке.  Король, снедаемый завистью  к роскоши, достойной только лишь короля, дал Кольберу согласие на арест Фуке. 5 сентября  Никола Фуке был арестован Д’Артаньяном. Король конфисковал Во-ле-Виконт; команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно.

После смерти сына Фуке замок перешёл к маршалу де Виллару, после него к Шуазелям. В 1840 герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет. В 1875 её продали с аукциона Альфреду Сомье, в запустевшем и разграбленном состоянии. Трудами Сомье и ландшафтного архитектора Габриэля Десталье усадьба была восстановлена.

Во-ле-Виконт остаётся частной собственностью (графов Вогюэ) по сей день. В 1979 в Во-ле-Виконт снимался фильм «Лунный странник», в 1989 — «Человек в железной маске».

© При копировании информации гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!

По материалам Анны Сефриуи в переводе Натальи Горбаневской


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий