Пригороды Марли-ле-Руа и Версаль

Пригороды Марли-ле-Руа и Версаль получили расцвет в период царствования Людовика XIY. Если Версаль был официальной парадной резиденцией короля, то Марли служило местом его отдыха и уединения.

Марли находится на пути из Парижа в Версаль. Выдающийся французский архитектор XVII века Жюль-Ардуэн Мансар по требованию Людовика XIV задумал здесь оригинальный дворцово-парковый ансамбль, в котором сочетались бы уединение небольшого дворца и репрезентативность загородной резиденции. Ансамбль со всеми строениями, регулярным парком и частью фонтанов был создан в 1679 — 1686 годах. Для питания водой фонтанов Марли и Версаля бельгийский инженер Арнольд Девиль соорудил гидравлическую систему с забором воды из Сены.

Перед узкой стороной протяженного бассейна на поднятой террасе был поставлен небольшой квадратный в плане дворец для короля. По обе стороны бассейна Мансар расположил двенадцать (по шесть с каждой стороны) отдельных домиков для королевской свиты и гостей. Эта композиция явилась олицетворением 12 знаков зодиака и солнца, которое символизировал королевский дворец. В целях ускорения строительства фасадная декорация выполнялась средствами живописи. В 1699 году на склоне холма за дворцом Мансар создал эффектный каскад из 52 ступеней розового мрамора. По этим ступеням шумно ниспадал мощный поток; каскад обрамляли портики и ряды статуй. Парк украшали конные группы, которые позже были перенесены на площадь Согласия.

Marli

После смерти Людовика XIV его приемник изредка наезжал в Марли, и резиденция начала приходить в упадок. Большой каскад в 1728 году был заменен существующим зеленым ковром. В период Революции обстановка дворца была распродана. В 1800 году Марли купил предприниматель Санель и развернул нитяное производство в павильонах и фабрику сукна во дворце. После банкротства предпринимателя Марли попал в руки государства.

В последние годы в Марли реставрированы бассейны и каскады, а также на земле каменными плитами выложен план королевского дворца и четырех (из двенадцати) ближайших ко дворцу павильонов. Это позволяет нашим современникам лишь мысленно воссоздать картину роскошного прошлого Марли, чей образ некогда повлиял на Петра I. Известно, что он захотел воспроизвести ансамбль Марли-ле-Руа в Петергофе. И действительно, здесь у протяженного бассейна построен небольшой дворец «Марли» с веерообразными прудами позади. Петергофский ансамбль лишь композиционной осевой идеей исходит от Марлиле-Руа и напоминает о нем лишь названием и миниатюрностью дворца.

imgB

Версаль Людовика

Парадная резиденция в Версале — это полная противоположность Марли по пространственному размаху ансамбля, архитектурно-композиционному богатству и разнообразию творческой выдумки архитекторов Л. Лево, Жюля-Ардуэна Мансара, Андре Ленотра и других. Версальский дворец и парк — ярчайшее архитектурное выражение французского абсолютизма.

В 1624 году рядом со старинной деревушкой Версаль по распоряжению Людовика XIII был выстроен небольшой охотничий замок. В 1632 — 1638 гг. любимое место отдыха короля была перестроена коренным образом. Этот проект начал вести малоизвестный архитектор Филибер ле Руа. Новый П-образный в плане дворец из кирпича и камня при последующем развитии сохранял значение ядра композиции. Наряду с постройкой дворца архитектор и известный садовод Андре Ленотр начал устройство большого парка, используя массив естественного леса. Когда в 1668 году — знаменательном для Версаля — при Людовике XIV развернулись грандиозные работы по созданию репрезентативной загородной королевской резиденции, первоначальный дворец был сохранен и за счет пристройки крыльев сильно расширен.

Versal

К работам были привлечены архитектор Лево, декоратор Лебрен и продолжил работу Ленотр. Луи Лево пошел по пути развития первоначального замысла и пристроил крылья дворца, которые обрамляли Мраморный двор. Спустя несколько лет архитектор Жюль-Ардуэн Мансар решил расширить дворец — для этого он пристроил несколько корпусов, за счет чего выдвинул сильно вперед дворец. Он также выстроил гигантские крылья, отошедшие на юг и север от дворца, созданного Ленотром. Фасады крыльев по сторонам Королевского двора в колонном ордере эффектно оформил архитектор Жак-Анж Габриэль в 1771-1773 годах.

Так постепенно образовалась вместе с первоначальным дворцом оригинальная глубинная ступенчатая композиция с Мраморным двором в глубине, Королевским двором и Передним двором впереди, между параллельными министерскими корпусами, сдвинутыми от оси, что позволило расширить этот двор, со стороны города огражденный чугунной красивой оградой на высоком каменном цоколе.

Замощенный клинкером пространный Передний двор полого поднимался от во рот ко дворцу, и на самой высокой его отметке на главной оси в 1834 году был установлен конный памятник Людовику XIV — произведение Петио и П. Кертелье. Крылья здания, отошедшие в сторону от первоначального ядра, как и зеркальная галерея, охватившая первоначальный дворец с востока и выступающая в парк.

Дворец поражает протяженностью фасадов и, несмотря на разновременность строительства, своей целостностью. Заметно отличаются друг от друга фасады, фланкирующие Мраморный и Королевский дворы, и полный благородного величия восточный фасад. Последний замыкает всю планировочную композицию пространного регулярного парка, террасами спускающегося к удаленной части, с каналом в форме гигантского креста.

© При копировании информации активная гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий