МОНМАРТР
Пришла пора посетить Монмартрский холм, а заодно и узнать побольше о том, чем он так знаменит и что происходило в этих покосившихся домиках, кабачках, на миниатюрных площадях…
Монмартрский холм и купол базилики Сакре-Кёр царят над Парижем и видны издалека. Взойти же на холм можно и от квартала Гут д’Ор, и от метро «Анвер», и еще из разных мест.
Автор «Прогулок по Парижу» Борис Носик предлагает начать подъем от площади Бланш, где впустую машет крыльями красная мельница французского канкана («Мулен Руж»), по улице Лепик. Не будем мудрствовать лукаво и воспользуемся его советом, а также комментариями, которые он оставил после своей прогулки…
Выйдя на станции Бланш, Вы практически упираетесь в «Мулен Руж» (Moulin Rouge). Однако, если Вы желаете сделать красивое фото на фоне прославившейся мельницы, мы советуем Вам вернуться сюда вечером, когда «Мулен Руж» будет переливаться огнями и манить рекламными плакатами. Вечернее или ночное фото выйдет гораздо эффектнее дневного!
Теперь начнем восхождение на холм. Улица Лепик называлась когда-то Императорской, но была потом за что-то понижена в чине и получила имя генерала, оборонявшего холм против русских в 1814-м. Как и многие окрестные улицы, эта тоже круто карабкается вверх по Монмартрскому холму, иногда мостовая даже уступает место лестнице, этажи высоких домов, оказавшись на разных уровнях холма, обретают собственные выходы и мостики — все очень романтично. На улице немало красивых домов двухсотлетнего возраста, по ее тротуарам ходило множество счастливых пар и менее счастливых одиночек, иные из которых топили свое горе в вине.
В доме № 12, приехав сюда из Рима, жил с 1874 года с семьей художник Илья Репин, который почти три года снимал ателье здесь же за углом, на улице Верон (в доме № 31). Он писал в то время большое полотно на былинную тему — о богатом новгородском «госте» Садко. На его картине морской царь предлагает молодому Садко на выбор невест «всех эпох и национальностей: гречанок, итальянок…» (так рассказывал сам Репин в одном из писем). Но Садко выбирает, конечно, русскую девушку… Весной 1874 года Павел Третьяков заказал Репину портрет Ивана Сергеевича Тургенева. В одном из апрельских писем Ренин рассказывает, что он писал портрет с утра до полудня, но стареющему Тургеневу собственная голова не понравилась. Третьякову она не понравилась тоже. В конце концов, портрет купил Мамонтов, и нынче он в Третьяковской галерее. Осенью того же года ателье Репина посетил великий князь-наследник, будущий император Александр III. Он позднее и купил картину «Садко». Репин получил за эту картину звание академика (сейчас она в Русском музее в Санкт-Петербурге).
В доме № 54 по улице Лепик жил Винсент Ван Гог со своим преданным братом Тео.
У дома № 75 можно увидеть настоящую мельницу. Их было три десятка на Монмартре, осталось только две (вторая — на углу Лепик и Жирадон), но эта — самая знаменитая (внутри у нее целы все мельничные механизмы), прославленная бесценными полотнами, вошедшая в легенду Лепешечная мельница, «Мулен-де-ла-Галетт» (Moulin de la Galette). Она была построена в 1622 году, а с начала XIX века принадлежала семье Дебре. В 1814 году молодые мельники четыре брата Дебре отчаянно защищали свою мельницу, а может, весь Монмартр и, по их понятиям, всю Францию, во всяком случае — своего бравого императора. Хотя это произошло сравнительно недавно, существует несколько туманных версий происходившего. По одной из них, все четыре брата пали в бою с пруссаками. Их потомок открыл в мельнице в 1860 году танцплощадку, на которую позднее зачастили Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Утрилло, Ренуар и другие. И все они, конечно, рисовали этот уголок Монмартра, а знаменитое полотно Ренуара «Бал в Мулен-де-ла-Галет» и нынче можно увидеть в Музее д’Орсэ.
Если на перекрестке за мельницей свернуть влево, то можно через авеню Жюно добраться до улицы Жирардон. У перекрестка улицы Жирардон жил на авеню Жюно писатель Марсель Эме (знаменит его рассказ о человеке, который проходил через стены). На торце соседнего дома умерший недавно знаменитый актер Жан Маре (менее знаменитый как художник и скульптор) изобразил Марселя Эме проходящим сквозь стену (могила Марселя Эме здесь неподалеку, на кладбище Сен-Венсан). В доме № 15 жил знаменитый сюрреалист Тристан Тцара, а рядом — еще более знаменитый художник Франциск Пульбо (он сам спроектировал мозаики, украшающие дом). Пульбо прославился, рисуя этакого гамена-мальчугана, беспризорного гавроша с Монмартра, и слово «пульбо» (или «маленький пульбо», «юный пульбо») вошло в язык вслед за словом «гаврош».
На уровне дома № 25 по авеню Жюно Вы можете полюбоваться «виллой Леандр», тупичком с уютными домами. Подобное жилье смягчает суровость городской жизни.
Если мы пересечем авеню Жюно и двинемся дальше к северу по улице Жирардон, то слева откроется белый особняк конца XVIII века, который носит красивое название Замок Туманов. Это, конечно, никакой не замок, а загородная дача. На Монмартре кроме Замка Туманов была еще дача Сандрин на улице Норвен. В конце XIX века здесь обитала семья знаменитого музыканта, а по соседству работал в своем ателье Ренуар. Нетрудно догадаться, что художники не раз писали этот живописный «замок». По вечерам он и правда выглядит загадочно, а на площади по соседству был установлен бюст молодой красавицы египтянки, парижской певицы, в 44 года покончившей с жизнью. Она звала себя Далида…
От Замка Туманов рукой подать до кладбища Сен-Венсан, где покоятся композиторы Онеггер и Ингельбрехт, писатель Марсель Эме, художник Утрилло с женой и писатель Ролан Даржеле, чьим именем названа площадь, прилегающая к кладбищу (писатель был завсегдатаем Монмартра и умер сравнительно недавно).
Неподалеку от этой площади, вдоль кладбища тянется улица Ивовых Деревьев (rue des Saules), на которой размещалось в годы довоенной славы Монмартра кабаре «Проворный кролик» («Lapin Agile»). Когда-то в этом помещении находилось «Кабаре убийц», но в 1902 году его купил кабареточный певец Аристид Брюан, выступавший в кабаре «Черный кот». Брюан, конечно, отделался от пошлого старого названия кабака и заказал новую вывеску карикатуристу Жилю. Жиль нарисовал кролика (любимое мясо у французов — крольчатина), в последний момент ускользавшего из кастрюли. Так что кабаре стало называться «Кролик Жиля» (“Lapin à Gill”). Но, глядя на вывеску, завсегдатаи кабаре (как все французы, предпочитающие каламбур всем прочим ухищрениям юмора) переименовали его в «Lapin Agile», звучит так же, но значит «Проворный кролик». Управляться в своем кабаре Брюан поставил папашу Фреде, который бренчал на гитаре. «Весь Париж» знал папашу Фреде, а местные писатели перед войной просто не вылезали из этого кабака, как, впрочем, и художники.
Вдоль улицы Ивовых Деревьев и параллельно улице Корто (Cortot) тянется виноградник, разбитый в 1932 году в память о былой монмартрской виноградной (и винодельческой) славе. Как Dы заметили, нынешний Монмартр бережет и лелеет свое веселое прошлое, а прошлое в знак благодарности кормит Монмартр, завлекая сюда туристов. В доме № 12 по улице Корто находится музей Монмартра. С 1680 года здесь было поместье артистки мольеровской труппы Роз де Розимон. А два столетия спустя здесь обитало множество художников. Рассказывают, что именно в этом саду Ренуар написал свои «Качели», что сюда в гости к другу Поля Гогена художнику Эмилю Бернару приходили сам Гоген и сам Ван Гог, Отон Фриес, Рауль Дюфи, Сюзанна Валадон, Утрилло и Пульбо.
Где ж, как не в музейном саду, углубиться нам с вами в историю холма Монмартр, который носил, как полагают, в римские времена название «холм Меркурия» (Mont Mercure). Улица Корто, где мы остановились, упирается в улицу Мон-Сени (rue du Mont-Cenis), по которой пролег путь святого Денисия (Сен-Дени), героя самой главной и одной из самых древних легенд этого холма.
Согласно этой более известной в Средние века, чем ныне, легенде, первый парижский евангелист святой Денисий и его спутники Элевферий и Рустик были в III веке схвачены римскими властями за то, что не захотели отречься от Христа. Их держали в заточении и пытали на острове Сите, а потом повели на вершину Монмартрского холма, где стояло святилище Меркурия. На пути к подножию холма им отрубили голову. Святой Денисий поднял свою отрубленную голову, омыл ее в ручье, что протекал на месте нынешней улицы Жирардон, и продолжал свой путь, неся перед собой отсеченную голову, пока не упал замертво. На месте его смерти святая Женевьева соорудила позднее молельню, а еще позднее мощи Денисия были перенесены в пригород Парижа, где была построена знаменитая базилика Сен-Дени. На улице Ивонле-Так (у нынешнего ее дома № 9) на месте казни святого мученика Игнатий Лойола и шесть его учеников основали в 1534 году Компанию Иисуса (орден иезуитов).
Позднее места эти перешли в собственность монашеского ордена, а в XII веке король Людовик VI и Аделаида Савойская основали здесь бенедиктинское аббатство Монмартра. Женский монастырь существовал до самой Революции, которая, как известно, обрушилась на религию с остервенением и беспримерной жестокостью. Роковая улица Ивонле-Так, где вместо прежней часовни Мучеников, разрушенной Революцией, в 1887 году была построена новая, выходит на площадь Абес (аббатисы, настоятельницы). На этой площади станция метро «Абес» сохранила очаровательную стеклянную маркизу архитектора Эктора Гимара (таких в Париже сохранилось всего две — здесь и над входом в метро «Порт-Дофин»).
От милой площади Абесс и от гимаровской маркизы пришло нам время подняться к вершине холма, куда так неудержимо стремятся толпы туристов, — к площади Тертр и базилике Сакре-Кёр. По улице, которая приводит прямо к подножию базилики тянутся маленькие сувенирные лавки, магазинчики, где продается живопись, товары для дома — здесь можно выбрать интересный и действительно ценный подарок для своих родных и близких.
Однако по дороге к базилике предлагаю все же заглянуть на уютную площадь Эмиля Гудо, где стоит здание, прозванное Бато-Лавуар (Баржа-Прачечная). К этому странному длинному бараку (дом № 13) по вечерам добирался из своего ателье на пустыре молодой Модильяни. Барак этот тянул его к себе неудержимо, да он и сам жил в нем одно время, судя по обратному адресу на письмах: площадь Эмиля Гудо… Тянули его в барак царившая здесь атмосфера творчества, новые дружеские связи, интересные разговоры. Жили здесь художники, писатели, актеры, и даже самый краткий перечень имен объяснит, отчего «не зарастет тропа» к этой площади: Гийом Аполлинер, Пабло Пикассо, Хуан Грис, Ван Донген, Мак Орлан, Франсис Карко. Пикассо написал здесь своих «Авиньонских барышень», которых считают «манифестом кубизма». В 1908 году в этом бараке чествовали Анри Руссо.
Площадь Тертр окружена красивыми старыми домами, иные из них снабжены мемориальными досками, сообщающими, что вот в доме № 3 размещалась мэрия коммуны Монмартра, а в доме № 6, в ресторане матушки Катрин, основанном аж в 1793 году, любили сиживать такой-то, такой-то и такой-то — весь цвет французской живописи. Не слишком надежная «историческая» надпись на здании бывшего кабака в доме № 6 на площади Тертр гласит: «30 марта 1814 года казаки пустили здесь в оборот свою прославленную присказку «бистро», и тогда на холме появился достойный прародитель наших бистро». Считают, что именно от русского «быстро» и от казацкой торопливости вошло в обиход французское слово «бистро» (кстати, в бистро никто никуда не торопится, а пьют медленно и не допьяна). Предприимчивый Монмартр увековечил лингвистическую гипотезу в рекламно-мемориальной доске на главной площади и даже изобрел дату рождения слова.
Неподалеку от площади высится внушительный купол базилики Сакре-Кёр, которая была построена в конце XIX века, а освящена была в 1919 году. По мнению знатоков, базилика имеет много общего с перигорским собором Сен-Френ, но, в общем-то, является строением посредственным и неоригинальным. Большинству туристов базилика, впрочем, нравится — это такой же символ Парижа, как Триумфальная арка или Эйфелева башня.
Зато неподалеку от базилики можно увидеть по-настоящему старую парижскую церковь Сен-Пьер-де-Монмартр (Святого Петра-на-Монмартре), освященную папой Евгением Третьим в 1147 году. Революция разместила в ней придуманный Шометтом Храм Разума, казаки, верные языческим военным обычаям, устроили в ней провиантский склад, и только в 1908 году в церкви, восстановленной Соважо, стали снова молиться Богу. В церкви этой можно увидеть надгробные камни настоятельниц монмартрского бенедиктинского женского монастыря — от самой первой, Аделаиды Савойской, которая была основательницей монастыря, до предпоследней, Катрин де Ларошфуко.
Монмартр дышит историей, легендами и различными небылицами с большим количеством имен мировой величины. Однако, здесь же живут обычные парижане. Часть из них просто живут неспешной жизнью, другие же научились зарабатывать деньги на истории и своих способностях. Здесь Вы встретите и музыкантов с шарманками и тех, что сами играют на музыкальных инструментах (самых разных, но популярнее всего, конечно, аккордеон), актеров, обмазанных краской и надолго застывших в невероятных позах, а уж художников – просто не счесть!
Но не забудьте свернуть со строго намеченного пути и пройтись по малоизвестным и тихим улочкам Монмартра. Вы увидите его без мишуры, откровенным и честным – только с Вами…
© При копировании информации гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!
Литература: Б.Носик. Прогулки по Парижу
Фотографии: Татьяна Олейник
Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.
21.03.2010 в 12:57
[…] десятков и они достойны внимания не меньше, чем осмотр Монмартра или, скажем, парижских катакомб. Пассаж […]
22.03.2010 в 20:45
[…] исходе XIX века модным стал район Монмартра. Его заведения не отличались рафинированной […]