Башня Сен-Жак

Совсем рядом с островом Сите в Париже находится весьма странное и знаменитое сооружение. Это башня Сен-Жак.

Башня Сен-Жак

Башня Сен-Жак

Она хорошо видна с моста на острове Сите или же с улицы Сен-Жак. Выглядит она несколько грубовато и даже устрашающе. У ее подножия есть небольшой скверик, сидя в котором и глядя на башню, невольно задумаешься над тем, какие тайны хранит это древнее сооружение.

Эта башня – настоящая история Парижа. История былого благочестия, заблуждений и страстей. История французского искусства, науки и музыки, варварства революционной толпы и поэзии… Теперь эта история превратилась в легенду и каменный памятник былым временам.

Эта позднеготическая башня начала XVI века стоит посреди Парижа одиноко и словно бы неуместно. А ведь она не всегда пребывала в таком странном одиночестве. Когда-то она была колокольней старинной парижской церкви Сен-Жак-де-ла-Бушери (церкви Святого Иакова), которая занимала практически весь нынешний сквер. Место это находится на скрещении главных дорог — с юга на север и с запада на восток, на берегу Сены. В Средние века здесь стояла часовня Святой Анны, а в начале XVI века при короле Франциске I была построена церковь Сен-Жак в слободе мясников, кожевников, дубильщиков кожи, щедро жертвовавших на ее постройку. Именно поэтому в названии церкви фигурирует слово «бушери», от фр. boucherie — мясная торговля, мясная лавка. Но отчего церковь посвятили святому Иакову?

Церковь Святого Иакова

Церковь Святого Иакова в XVIII веке. Документ: Commission du Vieux Paris

Все довольно просто – именно тут проходила дорога на юг, приводившая в конце долгого путешествия к знаменитой испанской святыне Сантьяго-де-Компостела, по-французски — Сен-Жак-де-Компостель.

В надежде искупить свои грехи и обрести покой после смерти на постройку церкви жертвовали свои деньги не только мясники и буржуа, но и писцы, жившие здесь же, неподалеку. Днем они ютились в крошечных будках у стен храма и выполняли заказы – составляли бумаги, писали письма, учили грамоте. Будки их находились со стороны улицы Риволи, которая тогда называлась улицей Писцов – rue des Ecrivains.

Из всех этих писарей весьма интересен один человек, судьба которого больше похожа на легенду. Это Николя (Николас) Фламель, который был беден и, как и прочие, жил в крошечной будке. Однажды ему приснился весьма необычный сон – к нему пришел ангел и показал огромный золоченый манускрипт, украшенный загадочными рисунками и знаками, смысл которых писцу был непонятен. А через некоторое время какой-то незнакомец принес в лавку Фламеля точно такой огромный манускрипт, который тот сразу узнал и выкупил. Название бумаги гласило: «Книга Авраама, иудея, князя, священнослужителя, левита, астролога и философа, обращенная к народу иудеев, гневом Божиим рассеянному среди галлов». Это было собрание алхимических рецептов. С тех пор Фламель стал искать философский камень и формулу, которые позволили бы ему превращать любой металл в золото, а также продлять свою жизнь сколь угодно долго. Ради встречи с просвещенными иудеями в надежде, что те помогут ему перевести и понять смысл загадочных иероглифов из Авраамовой Книги, он даже решился на одиночный паломнический поход в Испанию. В конце концов, говорят, что ему удалось раскрыть все тайны и найти философский камень. Вскоре он достиг всего, чего желал. В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев стал собственником около 30 домов и участков земли. В старости он занимался меценатством, учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства, финансировал постройки часовен и больниц. Фламель умер предположительно в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. Он был похоронен в здешней церкви, а надпись на его надгробном камне цела и поныне. Поскольку у него не было детей, почти все своё имущество он завещал церкви Святого Иакова. После смерти Николаса и его жены возникает легенда, что якобы Фламель тщательно готовился к своей «смерти» и будто на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель с супругой скрылся. Бытует множество легенд о Николя Фламеле и его загадочной судьбе. Говорят, что спустя 200 лет после смерти его с супругой видели в Парижской опере, потом в особой тайной лаборатории Фламеля, затем в Индии и в Швейцарии и т.д.

Башня

Башня после революции. Гравюра. Документ: Commission du Vieux Paris

Сам Николас оставил после себя труд — «Книгу иероглифических рисунков Парижа», однако из этого труда невозможно понять, как получить из любого металла золото, которого людям вечно так не хватает. В XVIII веке объявилось завещание Фламеля, написанное его последователем. Завещание адресовано племяннику Фламеля и в нем якобы раскрываются этапы приготовления эликсира жизни и философского камня. Сам Николас говорил, что он унесет рецепт приготовления камня в могилу и просил так же поступить своего племянника. Правда все это или нет, нам не известно. В любом случае красивая легенда стала сказкой, в которую очень приятно верить…

В середине XVII века церковь неоднократно посещал знаменитый математик Блез Паскаль. Рассказывают, что он взбирался на самый верх башни, чтобы проверить свои открытия о пустоте и земном притяжении. В ту пору ученый работал над созданием гидравлического пресса и проводил на башне замеры атмосферного давления.

В начале XVIII века в церкви Сен-Жак играл один из самых блистательных представителей музыкальной династии Куперенов — композитор Франсуа Куперен.

Сквер у башни Сен-Жак

Сквер и план восстановительных работ у башни Сен-Жак. Фрагмент из досье J.F. Lagneau, главного архитектора исторических памятников Парижа

А в конце столетия Францию, как известно, постигла революция. Церковь была разграблена и в 1797 г разобрана на доходный товар — камни. Надгробие Фламеля купил зеленщик, чтобы резать на нем овощи, позднее надгробие было у него изъято и возвращено на законное место. Несмотря на то, что церковь разобрали, ломать башню революционные власти все же не решились. Она была продана фабриканту охотничьей дроби. Производство дроби было довольно любопытным: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой. Позднее 1836 году, город Париж купил башню, и еще некоторое время в ней производили свинцовую дробь.

В 1854 году в городе начались восстановительные работы. В те времена башня являла собой печальное зрелище: на землю были сброшены и скульптура Иакова, и символы четырех евангелистов — орел, лев, телец и человек. Но постепенно пустующие ниши были заполнены копиями прежних скульптур. Оригиналы установили здесь же, в сквере. Внизу башни была установлена мраморная фигура Паскаля.

Рельеф башни сегодня

Фрагмент рельефа башни после реставрации

Уже в XX веке была проведена масштабная реставрация башни. Теперь она выглядит светлой и словно возрожденной.

Итак, древнему свидетелю былых времен и исторических событий Парижа, было возвращено заслуженное место в карте достопримечательностей французской столицы.

Борис Носик в своей книге «Прогулки по Парижу» пишет по этому поводу:

«Похоже, круг завершился — мясники и дубильщики, обкраденные евреи, алхимики, Франциск I, Никола Фламель, паломники на пути в Сен-Жак-де-Компостель, Паскаль, Куперен, Революция, Реставрация, де Нерваль, сюрреалисты… Да мало ли о чем еще может напомнить «пламенеющая готика» этой загадочной башни…»

Адрес сквера башни Сен-Жак: Париж, ул. Риволи, 39

При копировании информации гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!

Больше информации о Башне Сен-Жак можно получить на Официальном сайте Парижской мэрии – статья La Tour Saint Jacques (на фр.языке)

Литература: Б.Носик. Прогулки по Парижу


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.
    Что еще почитать на сайте:

    Оставить комментарий

    Вы должны войти для комментировиня.