Ансамбль Малого Трианона

Подлинной жемчужиной Версаля является ансамбль Малого Трианона. Дворец был выстроен в 1763 — 1768 годах по проекту архитектора А.-Ж. Габриэля. В экстерьере дворца ярко выражены особенности классицизма, присущего французскому зодчеству середины XVIII века, — стремление к простоте, лаконичности. Все четыре фасада небольшого по размерам, почти квадратного в плане, двухэтажного здания построены по одной композиционной схеме с акцентом посредине — четырехопорным портиком коринфского ордера, фланкируемым слегка выступающими ризалитами с окнами.

Со стороны сада была устроена терраса, на которую дворец раскрывался ордерной лоджией. Композиционная простота и классическая ясность пропорций позволяют отнести это произведение Габриэля к числу лучших памятников французского и мирового зодчества. В Малом Трианоне все подчинено требованию интимного уюта. В отделке помещений еще сохранились отголоски быстро увядшего стиля рококо.

00000062

Создателем романтического парка Малого Трианона считают Анри Ришара, который за образец принял английские парки со свободной пейзажной планировкой. В парк деликатно вкрапливаются мостики через протоки, павильоны. Наиболее ранним является так называемый Французский павильон, или Октогон, расположенный между дворцами Большим и Малым Трианонами. Он был выстроен раньше дворца Малый Трианон — в 1749 — 1750 годах архитектором Габриэлем, который позднее использовал этот павильон для композиционной связи нового дворца с дворцом Большой Трианон. Позднее посреди небольшого пруда архитектор Ришар Мик создал на возвышенном островке Музыкальный павильон, или Бельведер, — элегантную восьмиугольную «бонбоньерку», и на излучине протока храм Амура в виде открытой круглой колоннады — реплику на античный архитектурный образ ротонды.

Людовик XVl подарил Малый Трианон своей жене — Марии-Антуанетте, по инициативе которой в глубине парка возникла “Мельничная деревушка”, созданная в народном крестьянском духе. Молочная ферма, мельница и хижина Марии-Антуанетты — самые поздние произведения ансамбля Малого Трианона. Они были созданы Ришаром Миком перед самой революцией (1783 — 1786), и в их появлении и характере в какой-то степени отразились влияния философа-просветителя Жана-Жака Руссо, его идеализация патриархального быта. Это была пора сентиментализма и пасторалей.

Революционный вихрь 1789 года нанес незначительный ущерб версальским дворцам. Король с семьей был переведен в Париж. По требованию народа 6 октября 1789 года Версаль перестал быть королевской резиденцией и с 1837 года стал Национальным музеем.

© При копировании информации активная гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий