Через Центральный Массив

К югу от долины Луары простирается Центральный массив — горы и плоскогорья, поросшие лесом и кое-где прорезанные долинами рек. На востоке Центральный массив соприкасается с Альпами, на юге тянется почти до Средиземного моря. Это сравнительно слабо заселенный, в основном сельскохозяйственный район.

Монблан

Монблан

Горы Центрального массива — потухшие вулканы, лава которых оплодотворила землю. Их высота не превышает двух тысяч метров, однако в течение веков они представляли собой серьезную преграду для передвижения людей. Главный путь через Центральный массив со времен галлов шел с севера на юг, по «Ронскому коридору» — долине Роны, которая отделяет Центральный массив от Альп. Теперь по Ронскому коридору проходит автострада «солнечной трассы» — главного пути на Юг. Железные и шоссейные дороги пересекают Центральный массив во многих местах, но все же там сохранилось немало уединенных, порой заброшенных деревень.

Когда едешь от Луары на юг через Центральный массив, пейзаж меняется на глазах. За широкой, спокойной, густо заселенной плодородной долиной Луары начинаются холмы, постепенно переходящие в горы. Фруктовые сады исчезают, становится холоднее, появляются хвойные деревья, которых не встретишь на равнине. Деревни здесь меньше и беднее, чем в долине Луары. Дома часто сложены из кусков темной лавы, покрыты потемневшей от времени красной черепицей. Это Овернь — в прошлом главный оплот Верцингеторикса и племени арвернов, от которых произошло ее название. В столице Оверни — Клермон-Ферране Верцингеториксу поставлен памятник.

В течение многих веков Овернь была глухим, изолированным деревенским районом. Жители Оверни пользовались и до сих пор пользуются репутацией людей недоверчивых, осторожных, прижимистых и практичных. Сейчас в затерянных в горах деревнях Оверни, где население занималось главным образом скотоводством, осталось мало жителей. Большинство ушло на заработки и Париж или в более близкие города — Лион, Сент-Этьен, Клермон-Ферран. В Клермон-Ферране расположены огромные заводы фирмы «Мишлен» — главного французского производителя автомобильных шин и других резинотехнических изделий, где заняты десятки тысяч рабочих.

Путь из Клермон-Феррана в Лион идет через горы, покрытые лесами и лугами. Видны желтые цветы дрока, бегут маленькие, но быстрые речки.

В римские времена Лион был столицей Галлии. Расположенный у слияния Роны и Соны, на перекрестке главных водных и сухопутных путей, ведущих в Италию, Швейцарию, Германию, Англию, Лион являлся крупнейшим транспортным, торговым и ремесленным центром. В XIV в. Лион вошел в состав Французского королевства и начиная с XV века приобрел широкую известность благодаря устраивавшимся там международным ярмаркам, развитию шелкоткацкого производства и книгопечатания.

В XVIII и XIX вв. Лион славился своими шелковыми мануфактурами, текстильными и ткацкими фабриками. В предместье Лиона — районе Круа-Русс в. 1831 и 1834 гг. лионские ткачи впервые подняли восстание против буржуазии. В 1871 г. при известии о победе коммунаров в Париже лионские революционеры провозгласили Коммуну, продержавшуюся несколько недель. В годы второй мировой войны Лион был одним из важнейших центров движения Сопротивления.

Современный Лион — крупный индустриальный город с высокоразвитой металлообрабатывающей, автомобильной, химической и пищевой промышленностью. Он раскинулся по берегам Роны и Соны на окрестных холмах. В центре города еще сохранились старинные дома богатых лионских купцов, составивших состояние на торговле шелком, — темные, невзрачные, замкнутые, как крепость или тюрьма. Их богатство не афишируется, оно скрыто от посторонних взглядов. Между некоторыми домами есть скрытые проходы — трабуль, которые позволяют незаметно пересечь сразу несколько кварталов, не выходя на улицу. Их не раз использовали участники Сопротивления, скрывавшиеся от полиции. Бывшее рабочее предместье Круа-Русс застроено новыми домами и заселено буржуазной публикой. Рабочие районы отодвинулись еще дальше на окраины.

Окрестности Лиона, как и вся долина Роны, заняты виноградниками. Это один из главных виноградарских и винодельческих районов Франции. Жители Лиона в шутку говорят, что в их городе сливаются не две, а три реки: Рона, Сона и река вина.

Значительную часть винной реки составляет божоле — терпкое, слегка кисловатое красное вино. Вокруг Лиона проложен специальный туристский маршрут — «дорога божоле». Он идет среди виноградников, от деревни к деревне, где почти повсюду есть кооперативные погреба или трактиры с вывеской: «Дегустация божоле». В отличие от многих других сортов вина, требующих длительной выдержки, божоле пьют молодым; его нельзя хранить дольше пяти лет. В винных погребах, нередко стилизованных под старину, божоле подают в бокалах; в крестьянских домах достают прямо из бочки при помощи длинной стеклянной трубки, наливают в стакан или специальную плоскую металлическую чашечку. Божоле производят главным образом мелкие виноделы. С одного гектара в урожайный год получают до 5 тыс. литров вина.

Альпийские горы

Альпийские горы

К востоку от благодатной долины Роны начинаются предгорья Альп, а затем и покрытые вечными снегами высокие Альпийские горы. На границе Франции с Италией находится знаменитый Монблан (Белая гора) — самая высокая вершина Западной Европы (4807 м). Двести лет назад, 8 августа 1786 г., два француза — врач Габриэль Паккар и его проводник Жак Бальма — впервые поднялись на вершину Монблана. Ныне восхождение на Монблан — массовое, хотя и дорогое и небезопасное развлечение. В 1986 г, затраты, необходимые для подъема па Монблан, составляли 2 тыс. франков (т. е. примерно половину официального минимума месячной заработной платы). На склонах Монблана почти каждый год гибнут туристы. И, тем не менее, в разгар сезона на Монблан ежедневно поднимаются около 200 человек, в том числе 40% женщин.

Раньше в горах жили немногочисленные скотоводы и лесорубы. После второй мировой войны, когда вошел в моду горнолыжный спорт, там были построены лыжные станции, куда зимой и весной приезжает множество отдыхающих. Занятие горными лыжами обходится дорого. Надо покупать снаряжение, платить за гостиницу, питание, транспорт, за подъемник, который доставляет лыжников на вершину горы. Но желание подышать горным воздухом, увидеть заснеженные зимние леса, порадоваться солнцу, снегу и лыжам настолько велико, что многие семьи экономят весь год, чтобы хоть несколько дней отпуска провести в горах.

Летом снег остается лишь на вершинах. Горнолыжные станции пустеют, жизнь в горных поселках замирает. Людской поток движется в другом направлении — не в горы, а к морю. По «солнечной трассе» вдоль Роны, по старой «наполеоновской дороге» через Гренобль, по всем железным и шоссейным дорогам, пересекающим Центральный массив, миллионы отдыхающих устремляются на Юг, в Прованс, к побережью Средиземного моря.

На пути от Альп в современный Прованс (*) горы постепенно снижаются, их очертания становятся мягче. Хвойные леса сменяются лиственными, вновь появляются фруктовые сады. Еще ниже видны южные сосны — пинии с плоскими, вытянутыми в ширину кронами. Чувствуется жаркое дыхание Юга. В двориках придорожных домов, на сухой красноватой земле растут страдающие от недостатка влаги невзрачные, запыленные кипарисы и пальмы.

Наконец горы кончились. Впереди, в цветах, в зелени садов и парков, лежит омываемая теплым морем узкая полоса земли — Лазурный берег, всемирно известные курорты Ниццы.

(*) До XVI в. слово «Прованс» означало всю Южную Францию. Этот же район называли Лангедок от французского наименования провансальского языка — ланг д’ок (язык «ок»). Сейчас Провансом назы¬вается лишь часть Южной Франции — к востоку от Роны. За другой ее частью— к западу от устья Роны — сохранилось название Лангедок.

При копировании информации активная гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!

© По материалам книги В.П. Смирнова «Франция: традиции, люди, впечатления»


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Комментарии для Через Центральный Массив

  1. кyкyш написал:

    В очередной раз спасибо, хорошие что есть такие люди как вы, которые дают на самом деле дельные советы:)

  2. Конст написал:

    Полезный у вас сайт, спасибо. Хорошую работу проделываете, и почитать приятно. Мне очень нравятся регионы Эльзас, Лотарингия и Бургундия, а Страсборг и Кольмар — любимые города.

Оставить комментарий