Опера Гарнье

У этого величественного театра много имен. Его называют Дворцом Гарнье, потому что он воплотил всю роскошь и вычурность дворцового убранства и архитектуры. Долгое время его именовали Парижской оперой, но после открытия оперы Бастилии туда переместилось большинство представлений, оставив Дворцу Гарнье в основном балетные постановки. Имя Гранд Опера подчеркивает, что это главная сцена не только Парижа, но и всего мира. Национальная академия музыки и танца – именно такое официальное название носит Опера Гарнье в настоящее время.

История создания Национальной академии музыки и танца в Париже

гранд опера в париже

Гранд Опера в XVIII веке

Строительство здания театра было начато под эгидой Наполеона ІІІ (полное имя Луи-Наполеон Бонапарт) и префекта города барона Жоржа-Эжена Османа. Нужно сказать, что этот префект в годы своего управления городом изменял облик Парижа, избавляясь от старых зданий и создавая дороги, поэтому новое сооружение вписывалось в его архитектурные планы. Театр стал центром новой транспортной развязки.

Толчком к созданию Дворца Гарнье стало событие, произошедшее при посещении Наполеоном старой оперы на улице Le Peletier. Внешняя политика императора была весьма авторитарна, поэтому на него было совершенно покушение итальянским революционером. Наполеон не пострадал, но более посещать место этих событий он не хотел, поэтому пришлось построить новое здание оперы.

На конкурсе проектов неожиданно победили чертежи Шарля Гарнье. Его проект оказался лучшим из предложенных на конкурс, хотя на тот момент его автор никому не был известен. Императрица благоволила к другому архитектору и высмеивала проект Гарнье, указывая на множество стилей в нем, на что архитектор ответил: «Это стиль Наполеона ІІІ, мадам». Находчивость автора дала рождение новому направлению в архитектуре.

Опера Гарнье стала 13-й по счету во Франции, мистическая аура этого числа так и не покинула ее. В 1896 году во время представления падает один из противовесов огромной люстры (его вес около 700 кг), в результате погибает зритель на месте под номером 13. Шла опера «Фауст»…

Этот инцидент вдохновил Гастона Леру на создание готического романа «Призрак Оперы». Само здание было досконально изучено автором, поэтому в романе очень подробно описаны реальные залы, пролеты и подвалы. Прототипом подземного озера, возможно, стал огромный резервуар с водой, который находится в бетонном основании здания. Мистический смысл романа наложил свой отпечаток на сознание зрителей и руководителей оперы. Так, ложа номер 5 в первом ярусе остается всегда свободной, потому как по легенде, незадолго после начала представления, в ней появляется призрак Эрика.

Опера Гарнье пережила несколько важных событий Франции. На долю еще не оконченного строительством здания выпали франко-прусская война 1870 года, Республика и Парижская коммуна. Здание оперы было использовано под военный склад; во время Коммуны крыша стала воздухоплавательной станцией, а подвалы – местом пыток. Вершители судьбы Гранд Оперы – Наполеон и барон Осман – так и не дожили до окончания строительства.

Архитектор Шарль Гарнье титаническими усилиями добывал средства для завершения своего творения. Заслуженно его позолоченный бюст работы Карпо установлен недалеко от театра со стороны улицы Обер. Открытие Оперы состоялось в 1875 году, красную ленточку перерезал уже президент Франции маршал Мак-Магон.

Русские также оставили свой след в истории Оперы Гарнье. На ее сцене в 1908 году проходили «Русские сезоны» антрепренера Сергея Дягилева. Опера, как и русский балет, произвели огромное впечатление на парижского зрителя, и в память об этом перед Оперой Гарнье планируют установить памятник русскому театральному деятелю.

Архитектура и внутреннее убранство культурного памятника

Великолепие, богатство и роскошь – Дворец Гарнье сложно описать самыми красочными эпитетами. Но чтобы достичь совершенства и предстать во всем своем великолепии, Опере пришлось пройти через многие трудности, пережить войны и даже своих основателей.

Строительство оперного театра страдало от многочисленных неудач. Одной из основных проблем, которые отложили начало укладки бетонного основания, был болотистый грунт с подземной рекой. Воду нужно было удалить, и паровые насосы безостановочно отсасывали воду в течение восьми месяцев.

Из-за множества подземных вод фундамент здания выполнен из двойных каменных плит, в которых собирается вода. Здание укреплено опорами, достигающими 16 метров. Под театром существует целый мир, но исследовать пещеры и нижние ярусы здания можно далеко не всем и только при личном разрешении директора.

Сложные времена пришли с войной, концом Второй французской империи и созданием Парижской коммуны. В течение этого времени строительство продолжалось не регулярно, при этом была реальная угроза полного отказа от проекта из-за отсутствия средств.

А средства были нужны немалые. Над фасадом здания трудились 63 скульптора и 14 живописцев. Для отделки был выбран лучший камень из разных стран. Дворец Гарнье оформлен пышно, со сложными разноцветными мраморными фризами, колоннами, обилием скульптур, многие из которых изображают божества греческой мифологии. Стиль монументальный, с использованием осевой симметрии в плане здания и его внешней отделки.

архитектурный стиль оперы гарнье

Архитектура Оперы Гарнье

Между колоннами фасада помещены бюсты великих композиторов, таких как Моцарт, Россини, Обер, Бетховен, Мейербер, Галеви и Шопен. На центральной крыше возвышаются золотые фигуры и скульптурные группы – Аполлон, Поэзия и Музыка работы Милле. Золотая лира, поднятая в руке Аполлона, не только свидетельствует о главенстве искусства, но и служит громоотводом.

Две позолоченные фигурные группы Гармония и Поэзия были разработаны Карлом Гюмери. Бронзовые фигуры Пегасов, помещенные на обоих концах фронтона, созданы скульптором Эженом Луи Лекезном. Фасад объединяет большие многофигурные группы скульпторов Жуффруа (Поэзия), Гийома (Инструментальная музыка), Карпо (Танец), Жана-Жозефа Перро (Лирическая драма), а также другие работы Гюмери, Фальгьера.

Одна из этих скульптур стала неугодной для группы горожан, осуждающих ее за непристойность. «Танец», созданный скульптором Карпо, изображает юношу с бубном, вокруг которого кружат обнаженные девушки. Скульптуру облили краской, после чего была изготовлена ее копия, которая сейчас украшает фасад, а оригинал отправлен в музей.

Арочные окна первого и второго этажей обрамляют парные колонны, которые поддерживают роскошно декорированный аттик. К аркаде первого этажа ведет лестница, которая открывает вход в роскошный внутренний мир этого храма искусства.

Интерьер Парижской Гранд Оперы

Внутренняя отделка театра отличается исключительной роскошью. Роскошный интерьер подчеркивает широкая лестница из белого мрамора, отделанная ониксом, яшмой и родонитом. Свод украшают фрески Исидора Пилза, изображающие музыкальные аллегории.

Бронзовые торшеры в виде фигур женщин с букетом света в руках освещают главную лестницу. Их свет пронесся сквозь века. Вначале для них использовались жир и масло, затем газ, в итоге – электричество. Лестница ведет к впечатляющему своими размерами и красотой Большому фойе и входам в зрительный зал. Фойе украшено колоннами, в нем просторно, как в парадных галереях замков.

роскошный интерьер оперы гарнье

Внутреннее убранство Оперы Гарнье поражает

Гранд Опера – это настоящий лабиринт в 17 уровней, состоящий из переплетения коридоров, лестничных клеток, беседок и пролетов, место для общения и прогулок во время антракта. Великолепие и пышность в стиле барокко подчеркивают бархат, сусальное золото, херувимы и нимфы.

Для его императорского величества была спроектирована отдельная часть – скорее как маленький дворец с салонами, гардеробными и комнатой для охраны, которая способна вместить до 100 человек. Помещения под конюшню и амбар для экипажей рассчитаны на 6 карет, а в стойлах могли одновременно отдыхать до 30 лошадей.

Красно-золотой зрительный зал, вмещающий 2200 зрителей, выполнен в форме подковы. На огромной сцене могут одновременно находиться до 450 актеров. Для ведущих артистов действуют 80 полноценных гримерных с гардеробными, при этом 8 больших общих гримерных, вмещающих до 200 человек, – для статистов и балета.

зал оперы гарнье

Зрительный зал Оперы Гарнье

Потолок, который окружает 6-тонную люстру, был заново расписан Марком Шагалом в 1964 году. Эта картина вызывала споры, так как работа Шагала несколько контрастирует с остальным стилем театра.
Техническое оснащение театра было новаторским во времена открытия и усовершенствовано при реставрации в 2007 году. Отдельной гордостью являются машинерия, управляющая сложными декорациями, а также оборудование для водных представлений. Хранилище для декораций огромно и строго упорядочено. Здесь не затеряется ни одна брошь, при этом способны поместиться морские галеоны в натуральную величину.

потолки гранд оперы

Расписные своды Оперы Гарнье

Официальный сайт театра

Чтобы купить билеты, ознакомиться с репертуаром театра и узнать его историю и архитектуру, достаточно посетить сайт Оперы Гарнье. Там представлены все события на сезон, включая оперу, балет, концерты, а также сольные выступления известных оперных певцов. В амфитеатре проходят спектакли для молодой аудитории.Также на сайте можно совершить виртуальную экскурсию, ознакомиться с историей театра и созданием основных шедевров скульптуры. Сайт: http://www.operadeparis.fr/

сайт оперы гарнье

Репетиция труппы театра (фотография взята с официального сайта Оперы Гарнье)

Билеты доступны как на сайте, так и в кассах театра. При этом балет несколько дешевле оперы. Например, цены на лучшие места в партере на ближайшие представления: на оперу «Похищения из Сераля» – 340 евро, при этом на балет «Paul/Rigal/Lock» – 245 евро.Кроме того, оперные представления идут не чаще одного раза в месяц, поэтому билеты раскупаются мгновенно и задолго до даты спектакля. Но есть один секрет: если вы оказались в Париже и хотите попасть в Оперу Гарнье, зайдите в кассу за полтора часа до спектакля – в это время распродаются билеты по возврату и 32 резервных билета, а также места на галерке. При этом билеты дешевле обычной своей цены в 10 раз.

Дворец Гарнье можно посетить не только в качестве зрителя, но и просто в составе экскурсионной группы. Всего за 10 евро (молодежь до 25 лет – за 6 евро) можно рассмотреть все достопримечательности театра. Для туристов также открыта Библиотека-музей, где представлены портреты известных артистов оперы прошлого и позапрошлого столетий, театральные костюмы и организована выставка истории оперного искусства.

Стиль Оперы Гарнье стал одним из самых вдохновляющих архитектурных прототипов. Множество зданий в мире были основаны на дизайне Дворца Гарнье, включая Словацкий театр в Кракове, Львовский театр оперы и балета во Львове, а также здание Варшавской филармонии. Здание Томаса Джефферсона, которое сейчас является Библиотекой Конгресса в Вашингтоне, переняло у Оперы Гарнье фасад и Большой зал.
Несмотря на множество прототипов, Гранд Опера остается уникальным творением архитектурного искусства, местом культурной жизни Франции и примером стремления к совершенству.


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий