Люксембургский дворец

Жгучее желание посетить Францию, в частности, ее столицу Париж – место, которое славится на весь мир не только тем, что уже не одно столетие является законодателем моды, ночными кабаре с их оригинальными шоу, утонченной кухней, способной удивить даже искушенных гурманов, но и своей многогранной, продолжительной историей, вполне понятно и объяснимо.

Как магнитом, со всех уголков нашей планеты сюда ежегодно притягивает множество туристов, преследующих различные цели от визита в эту страну. Однако в одном они все-таки едины: каждый путешественник, оказавшийся в Париже, не упустит возможность посетить ту или иную его достопримечательность. А посмотреть есть на что! Государство, в прошлом Империя, а еще ранее Королевство, по праву может называться колыбелью европейской цивилизации, неоднозначная история которой навеки запечатлена в памятниках архитектуры, созданных в разные эпохи.

Каждый из них, что бы это ни было – несколько мрачный, но вместе с тем, безусловно, потрясающий Лувр, буквально воздушный Пале Рояль, Бурбонский дворец и другие, не менее выдающиеся архитектурные сооружения, имеет свою уникальную историю. Не исключение и Люксембургский дворец, обладающий особым шармом, о котором и пойдет речь далее.

Экскурс в историю Люксембургского дворца в Париже

люксембургский дворец в париже

Люксембургский дворец

Своим созданием дворец обязан легендарной Марии Медичи – жене Генриха IV и матери будущего короля Людовика XIII. Первая половина XVII века ознаменовалась трагической гибелью короля. Вскоре венценосная вдова, не в силах более терпеть враждебную и угнетающую атмосферу Лувра, уезжает из него, перебравшись в небольшой особняк графа Люксембургского, который был любезно предложен ей, конечно же, не безвозмездно.

Факт. На самом деле, отечественные источники искажают истину: Медичи прибыла в особняк графа, который также сохранился до наших дней и носит название Малого Люксембурга, из дворца Тюильри, построенного ее бабушкой в самом центре Парижа.

Переезд Медичи скорее был вынужденной мерой и больше похож на бегство, поэтому она особо не выбирала место своего будущего обитания. Однако немного успокоившись, Мария задумывает построить подходящее себе по статусу жилище, выкупив для этого сам особняк, а заодно близлежащие земли с разнообразными постройками на ней в основном хозяйственного типа, так как данная территория в те времена была окраиной Парижа.

В апреле 1615 года архитектор Саломон де Бросс, которому было доверено строительство дворца, вместе с Медичи, присутствующей на данном мероприятии, закладывают первый камень на месте возведения будущей королевской опочивальни.

Факт. Дело, начатое Саломоном де Броссом, которое мастер не смог довести до конца по причине своей смерти, продолжил и закончил не менее знаменитый архитектор того времени Жак Лемерсье.

Строительство продолжалось 16 лет, а когда было, наконец, закончено, то центральные ворота дворца, обе стороны которых венчали павильоны в 3 этажа, смотрели на улицу Турон. На верхнем этаже здания для венценосной вдовы была оборудована терраса с великолепным видом на одноименный сад. Каждый этаж уникального здания сопровождали колонны, выполненные в разных архитектурных стилях:

• на первом этаже – колонны тосканского стиля;

• на втором – дорический стиль;

• третий этаж был оформлен колоннами в ионическом стиле.

Факт. Утверждение, распространенное в отечественной справочной литературе о том, что Люкс, как его называют сами парижане, построен по облику и подобию флорентийского Палаццо Питти, где непосредственно прошло детство Марии, – заблуждение. Если посмотреть на фото здания, по помещениям которого носилась маленькая Мария, то оно будет напоминать скорее мрачную тюрьму эпохи «застоя», чем прекрасный дворец. На самом деле, прототип Люксембургского дворца – замок Тюильри, откуда и приехала Медичи, причем это красноречиво подтверждается следующим:

- одна и та же центральная купольная часть с двумя павильонами, соединенными друг с другом галереями (разница лишь в размерах);

- одинаковые характерные колонны с попеременно сужающимися и расширяющимися стволами.

люксембургский дворец при марии медичи

Люксембургский дворец в XVII веке

Итальянка по происхождению, Медичи доверяет оформление внутреннего убранства помещений еще одному гению – своему соотечественнику художнику Рубенсу, который уже был в то время известен большей части аристократии. Серия картин, состоящая из 24-х полотен (сейчас они хранятся в Лувре), была создана великим мастером специально для украшения интерьера дворца. Сюжет же полотен рассказывал о важных событиях, происходящих в жизни венценосной вдовы. Потрясенная увиденным, Медичи тут же заказывает еще одну серию, но на этот раз посвященную жизнеописанию ее покойного мужа.

Факт. Однако Рубенс был не так прост, как преподносил себя: занимаясь прямыми обязанностями, он попутно шпионил в пользу Нидерландов, будучи подданным этого Королевства. Самые сокровенные тайны Парижа он узнавал именно из уст вдовствующей королевы.

И хотя пышная презентация нового дворца состоялась в 1625 году, полное завершение строительства произошло в 1631-м. К сожалению, Медичи не довелось пожить в этом великолепии, так как ее родной сын – Людовик XIII, пребывающий под тотальным влиянием кардинала Ришелье, изгоняет свою мать за пределы Франции, мотивируя свое решение тем, что венценосная вдова активно симпатизировала оппозиции. В общем-то, вплоть до Французской революции дворец был необитаем, хотя здание находилось, так сказать, на балансе королевской семьи.

В 1790 году благодаря известным событиям Люксембургский дворец был экспроприирован и переоборудован революционно настроенными парижанами в тюрьму для аристократии, бывших депутатов, актеров, которые еще совсем недавно веселили королевский двор. В общем, для всех, кто по той или иной причине попал в немилость к новой власти. Здесь отбывала срок даже Жозефина Богарне – будущая супруга Наполеона Бонапарта!

Неоднократно переходя из рук в руки, дворец претерпевал порой кардинальные перестройки, которые полностью видоизменили здание, оставив нетронутым лишь фасад. Вот как выглядит хронология заселения и преобразования:

1795 г. – во дворце располагается Директория, известная многим из школьных учебников по истории.

• 1799 г. – во дворец въехал Сенат. Зодчий Шальгрен в спешном порядке переносит парадную лестницу от центрального входа в ту часть здания, которая находится на западной стороне, а галерея, где висели бессмертные полотна великого Рубенса, была перестроена под зал заседаний.

• 1814 г. – хозяином дворца стала палата Пэров. Существенное же увеличение непосредственно самих заседателей привело к неумолимой реконструкции: благодаря стараниям архитектора Альфонса де Жизора на 30-метровое расстояние был выдвинут южный фасад. На месте же крыла возвели библиотечный зал, а его купол расписал сам Эжен Делакруа. Зал, который отводился для Сената, также стал существенно больше: теперь в нем разместилось 321 роскошное кресло по количеству заседавших в нем лиц, а первый этаж дворца, великолепно инкрустированный, отвели для проведения разнообразных конференций.

• с 1852 года дворец заселяли попеременно префектура одного из районов Парижа, Верховный Суд страны и так далее.

• 1958 г. – с этого времени и вплоть до наших дней во дворце вновь заседает Сенат Французской республики. Именно по этой причине попасть в его стены простому туристу довольно проблематично – любое посещение ведется строго по предварительной записи и при оплате банковской карточкой. Однако чтобы насладиться архитектурой и внутренним убранством Люксембургского дворца, можно посетить его, когда в Париже проводятся Дни культурного наследия, и доступ ко многим памятникам становится открытым.

Люксембургский дворец в Париже: сегодняшние дни

Люксембургский дворец

Люксембургский дворец — бывшая резиденция Марии Медичи

К сожалению, большая часть дворца, где, несомненно, полезно проводят время государственные мужи, закрыта для простых смертных, за исключением нескольких вышеупомянутых дней в году. Однако в полной мере удовлетворить свои эстетические потребности любому туристу, пожелавшему это, все-таки возможно. Для этого достаточно заглянуть в музей Люксембургского дворца, доступ в который свободен круглогодично.

Факт. Люксембургская галерея (а впоследствии музей) начала свою деятельность в 1750 году с выставки «Королевских полотен». Лишь через 43 года произведения искусства начнут выставлять в Лувре. А в 1818 году в стенах дворца нашел себе пристанище первый музей современного европейского искусства, который позволил талантливым художникам выставлять свои работы на суд публики прижизненно.

Музей находится в крыле дворца, расположенного перпендикулярно оранжерее, и с 2000-го года курируется непосредственно Сенатом. Он же, согласно программе, разработанной минкультуры Франции, передоверяет организацию каких-либо выставок соответствующим частным лицам. Сегодняшние приоритеты музея – это организация тематических, а также уникальных художественных выставок.

Факт. Сентябрьская выставка 2003 года позволила посетителям ознакомиться с 25-ю бессмертными полотнами великого Боттичелли. Причем настоящей сенсацией стало явление миру ранее неизвестной работы мастера – изображения Мадонны. Весной же 2007 года счастливчики могли познакомиться с изумительными произведениями всемирно известного ювелира Рене Лалика, который в свое время трудился над заказами дома Cartier.

График работы музея:

понедельник, пятница, суббота – с 10:30 до 22:00.

• вторник, среда, четверг – с 10:30 до 19:00.

• воскресенье – с 9:00 до 19:00.

Стоимость абонемента варьирует в зависимости от возраста посетителя:

для взрослых – 11 евро.

• любители прекрасного до 25 лет выложат за билет 9 евро.

• детвора до 9 лет может приобщиться к прекрасному бесплатно.

Сад, окружающий Люксембургский дворец в Париже

сад в люксембургском дворце

Сад Люксембургского дворца

Рассказывая о дворце, нельзя не затронуть и описание живописного одноименного сада, утопающего в зелени. Возникший примерно в то же время, что и дворец, Люксембургский сад, бесспорно, несоизмеримо богаче, чем большинство подобных территорий. Так же как и дворец, сад преображался: на его широких аллеях стали появляться величественные скульптуры, а также скульптурные ансамбли, изображающие королей и императоров, полководцев, мыслителей и других персонажей.

Прогуливаясь в этом дивном саду, в разные времена искали вдохновение поэты и писатели, художники и скульпторы. На сегодняшний день сад – излюбленное место посещения парижанами и гостями столицы. Особенно в восторг приходит детвора, так как в их распоряжение предоставляются следующие развлечения:

• кукольный театр;

• детская площадка, огражденная от основной части сада, и аттракцион «Карусель»;

• пруд, где можно поучаствовать в запуске разнообразных соответствующих моделей кораблей.

• возможность проехаться на пони;

• музыкальное шоу в беседке.

Взрослые же, пока детвора развлекается, могут с комфортом расположиться в уютном ресторанчике под открытым небом, находящимся, кстати говоря, недалеко от беседки, где можно вкусить утонченные французские блюда и побаловать себя фужером великолепного вина местного разлива.

Факт. В отличие от Люксембургского дворца, где в поте лица своего трудятся французские законотворцы, вход в сад доступен круглогодично. Летом с 8 до 22 часов и зимой с 7 до 17 часов.

Нельзя не упомянуть тот факт, что на территории живописного и благоухающего сада ежегодно проводится конференция «Российские встречи». Ее цель – обсуждение инвестиций непосредственно в отечественный бизнес. То есть перспективы вложения, обмен накопленным опытом по данному вопросу, решение текущих проблем. На данное мероприятие, конечно же, слетаются отечественные предприниматели, которые с удовольствием отвечают на все поставленные им вопросы и активно участвуют в обсуждении наболевших тем.

Резюмируя все вышесказанное, следует признать, что приехать в этот замечательный город и не попытаться увидеть легендарный дворец – как минимум преступление по отношению к самому себе! Впечатления, оставшиеся после посещения данного комплекса (как дворца, так и его сада), еще долго будут радовать и согревать душу, заставляя приехать сюда вновь.


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий