Фонтан невинных в Париже

фонтан невинных в париже

Легенды Парижа: Фонтан Невинных

«Фонтан невинных» является одним из самых древних монументов Парижа и неотъемлемой частью исторического облика французской столицы. Его старинный фасад приковывает взгляд совершенством скульптурных форм и линий. За почти пятьсот лет своего существования этот уникальный памятник периода французского Ренессанса стал свидетелем многих эпохальных событий.

История создания

история создания фонтана невинных

Фонтан невинных в 16-ом веке

В далекие времена на месте нынешней Площади невинных в Париже находилось старинное кладбище с одноименным названием, на котором хоронили некрещеных младенцев, нищих и душевно больных.

К стене кладбища на пересечении парижских улиц Сен-Дени и нынешней Бергер в пери-од 1547-1550 годов был пристроен фонтан, имевший два фасада. Его проект разработал архитектор Пьер Леско, а исполнил конструкцию в камне скульптор Жан Гужон.

Возведение фонтана было приурочено к торжественному въезду в Париж 16 июля 1549 года короля Генриха II. Тандем художников работал над созданием памятников, которые должны были располагаться по пути следования монарха. Новый фонтан стал своего рода трибуной, с которой его приветствовала городская знать.

После окончания торжественной процессии фонтан выполнял обычные функции – давал жителям города воду, которая лилась из кранов, имеющих вид львиных голов. Фонтан имел вид арочного павильона. Из чаши, расположенной внутри павильона, вода стекала вниз по ступеням. В верхней части сооружения располагалось жилое помещение с окнами и камином.

Изначально конструкция фонтана была выполнена как пристенная. По трем сторонам во-круг аркад были расположены фигуры божеств – наяд и нимф, которые символизировали силы природы. Сооружение было названо «Фонтаном нимф», однако впоследствии к нему прижилось название «Фонтан невинных» по аналогии с кладбищем, на территории которого оно было расположено.

Исторические трансформации

В 1787 году парижские кладбища, в том числе Кладбище невинных, по санитарным соображениям были вынесены за пределы города. После того как останки почти двух миллионов усопших были перевезены в городские катакомбы, на освобожденном месте был по-строен рынок Ле-Аль («Чрево Парижа»).

Поначалу фонтан планировалось демонтировать, однако благодаря призывам писателя де Куинси не уничтожать шедевр французской архитектуры он был перенесен в середину рынка и установлен на каменный постамент, украшенный фигурами львов. Недостающий четвертый фасад для фонтана сделал скульптор Огюстен Пажу, повторив стиль трех уже существующих. Изображение парижского рынка с фонтаном сегодня можно видеть на многих старинных изображениях, дошедших до наших дней.
Пажу пришлось дополнить скульптурный ансамбль еще двумя фигурами нимф, размещенными на четвертой стороне. В качестве образца были взяты нимфы Гужона.

Изначально фонтан давал немного воды по причине плохо функционировавшей системы водоснабжения города. При Наполеоне Бонапарте был сооружен новый акведук, благода-ря чему из фонтана буквально хлынула вода. Напор был настолько велик, что это стало угрожать целостности скульптурного декора сооружения. По этой причине с постамента были удалены малые барельефы и помещены в Лувр, где они хранятся по сей день. В настоящее время фонтан украшен их копиями.

В 1858 году фонтан еще раз перенесли, теперь уже на его нынешнее место в центре площади, на более скромный в сравнении с прежним постаментом.

Архитектурный облик

архитектура фонтана невинных

Архитектура Фонтана Невинных многогранна и сложна

Архитекторы фонтана черпали вдохновение, глядя на нимфеумы Древнего Рима, римские сооружения времен эпохи эллинизма, которые обычно устанавливались рядом с источниками. Как правило, в таких местах располагали фигуры нимф, тритонов, божеств воды. Фонтан был назван «Фонтаном нимф», о чем гласит надпись на фасаде. Главным его украшением стали скульптуры Жана Гужона.

Одной из основных деталей конструкции является небольшой купол, выполненный из металлических листов, имитирующих рыбью чешую. Скульптурный декор сооружения представляет собой шесть горизонтальных рельефов, которые изображают наяд, тритонов, амуров, и шесть вертикальных рельефов, изображавших нимф, которые олицетворяют силы природы и поэтизируют их. Прислушиваясь к шуму дождя, шелесту листвы, журчанию травы, скульптор испытывал восторг перед чудом природы и мастерски воплощал его в камне.

купол фонтана невинных

Купол фонтана оформлен стилистически весьма сложно

Изображения нимф характеризуются тонкой поэтичностью образов, неповторимой грацией движений. Легко и свободно, с особой музыкальностью и гармонией, Гужон передает в рельефе изящные формы. Пластический язык его скульптур наполнен певучими ритмами. Струящиеся складки одеяний перекликаются с журчанием льющейся из каменных ваз воды. В пропорциях фигур, в изысканности их поз чувствуется влияние на автора школы Фонтенбло. Всего между пилястрами было размещено восемь рельефов работы Гужона. До нашего времени сохранилось только шесть.

нимфы

Нимфы фонтана невинных

Стройная, как будто взмывающая вверх аркада, установленная на мраморном пьедестале, по которому стекают струи воды, напоминающие слезы, – прекрасный образец стиля маньеризма, который преобладал в западноевропейском искусстве в XVI веке. Для данного стиля характерно стремление придавать высоту и стройность архитектурным творениям.

Вершина творчества Гужона

Однако скульптурный облик фонтана имеет и свои особенности. Образы нимф наполнены внутренним светом, что характерно именно для творчества Жана Гужона и выгодно отличает его искусство от рафинированных канонов школы Фонтенбло. Вклад Гужона как художника заключался в том, что он дополнил скульптурные образы декоративными элементами – завитками, волнами драпировок, элементами из морских раковин и закрученных динамичных хвостов морских обитателей.

Нимфы Гужона олицетворяют собой истинный дух античного искусства таким, каким его представляли в XVI веке. Они напоминают красавиц «бель эпок» – девушек с изящными вытянутыми пропорциями. Скульптурные произведения Гужона предвосхитили эпоху итальянского барокко.

«Фонтан нимф» художественные критики считают вершиной творчества Жана Гужона и наиболее совершенным произведением французской скульптуры с точки зрения плавности линий и гармонии форм. Гужону было присуще необыкновенное чувство изящества и тонкое понимание женской грации. Именно эти таланты позволили ему создать необыкновенно поэтичные скульптурные изображения нимф, украшающих фонтан в центре Парижа.

Анри Перрюшон в романе «Жизнь Ренуара» описывает этот фонтан как архитектурное сооружение, которое потрясло будущего художника в детские годы. Ренуар был очарован изгибами барельефных фигур, украшавших «Фонтан нимф». Спустя пятьдесят лет он так описывал свои первые впечатления от увиденного – «чистота, наивность, легкость и элегантность».

В Париже есть улица, названная именем Жана Гужона.

Кратко о создателях

архитектор жан гужон

Жан Гужон

Знаменитый французский архитектор и скульптор Жан Гужон родился предположительно в Руане между 1510-1520 годами. Первое художественное образование получил во Франции, затем в период религиозных войн, будучи протестантом, уехал в Италию, спасаясь от преследований, где занимался раскопками и исследовал древние памятники.

Гужон глубоко изучал искусство Древнего Рима. Ему, как никому другому, удалось возродить в своем творчестве дух греческой античности. Одной из лучших работ скульптора считается надгробие сенешаля Луи де Брезе. В 1547 году он стал мастером при дворе Генриха II.

Известный архитектор периода Ренессанса Пьер Леско родился предположительно в 1515 году в Париже. Франциск I назначил его главным архитектором Лувра. Благодаря ему Лувр превратился из средневекового замка в дворец эпохи Возрождения.

пьер леско

Пьер Леско

Леско выполнял внутреннюю отделку церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа, работал над особняком Карнавале, замком Жака де Линьери. Многие архитектурные проекты он осуществлял в тесном сотрудничестве с Гужоном.

Выдающимся плодом совместного творчества двух талантливых художников стал «Фонтан невинных». Архитектурная основа фонтана была подготовлена Пьером Леско в привычной для творческого содружества двух мастеров манере. Гужон предпочитал рельефные изображения, а Леско, будучи его постоянным соавтором, изображал слегка выступающие из стены пилястры.

Современные будни исторического памятника

«Фонтан невинных» находится в самом сердце Парижа на площади Жоашен дю Белле рядом с форумом Ле-Аль. Несмотря на свой почтенный возраст, он до сих пор функционирует.

фонтан невинных

Красивейший Фонтан Невинных

Это сооружение считается древнейшим из всех парижских фонтанов и единственным среди них, выполненным в стиле эпохи Ренессанса. Сегодня фонтан уже не обеспечивает своей основной функции – снабжение горожан водой, однако пользуется заслуженным почтением среди местных жителей и гостей столицы как ценная реликвия. Занимательная история с его переносами и реконструкцией, пришедшая из глубины веков, является яркой иллюстрацией того, как во Франции во все времена с уважением относились к архитектурным памятникам и стремились любой ценой сохранять их для потомков.

Историки и искусствоведы продолжают изучать прошлое древнего фонтана, которое таит в себе еще много интересного. Постепенно всплывают также новые факты из жизни его талантливых создателей.

«Фонтан невинных» окружен небольшим сквером с одноименным названием. На сегодняшний день это все, что осталось от старинного кладбища. Как и в средние века, место около фонтана пользуется большой популярностью среди горожан. Жители Парижа любят назначать здесь друг другу деловые и романтические встречи, поскольку отсюда легко пройти практически в любом направлении – в сторону Сены, к Лувру, на север столицы…


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий