Ароматы Франции

Прославленная французская парфюмерия – предмет национальной гордости французов.

Выпускаются ли где-либо еще в мире духи, способные конкурировать по своим качествам с французскими? Даже самый беспристрастный специалист ответит Вам, что нет. Французские духи! «Christian Dior», «Chanel», «Lancôme», «Guerlain», «Patou», «Nina Richi» и многие другие. Они почти так же известны за рубежом, как Эйфелева башня.

На фешенебельных улицах Парижа есть витрины, как магнит притягивающие к себе не только женщин, но в наши дни в равной степени и мужчин. Витрины фирменных парфюмерных магазинов конкурируют по своей соблазнительности с ювелирными и модными. На фоне бархата и шелка сверкают в лучах света флаконы разной формы, цвета и размера: от крохотных, для дамских сумочек, до огромных рекламных хрустальных бутылей. На ценниках же цифры выведены миниатюрными знаками. Очевидно, чтобы не отпугнуть покупателя, ведь хорошие французские духи стоят дорого.

Основная база французской парфюмерии – средиземноморское побережье с его теплым климатом и богатейшей флорой. На юге Франции множество небольших крестьянских хозяйств живут цветоводством. Они специализируются на выращивании цветов для продажи, которые транспортируются отсюда самолетами во все уголки Европы. Большинство же крестьян Лазурного берега поставляет цветы предприятиям Грасса, этой колыбели французской парфюмерии.

Одна из парфюмерных компаний города Грасса

Одна из парфюмерных компаний города Грасса

В Грассе – излюбленном художниками городе – изготовлением ароматических веществ занимались издавна. Кропотлив и тяжел труд цветовода. Особенно важен сбор цветов, не поддающийся никакой механизации. Им занимаются, прежде всего, женщины. Чуть свет они отправляются в сады и на плантации. В белых косынках, с подвязанными к поясу холщовыми сумками, срывают в зависимости от поры цветения головки роз, жасмина, флёр д’оранжа, гвоздик. За час можно собрать не больше 500 граммов лепестков. Это не так уж много, ведь чтобы получить килограмм эссенции жасмина, нужно от 8 до 10 тысяч цветков. Из тонны лепестков розы можно извлечь 1,2 килограмма абсолютной эссенции, а из такого же количества флёр д’оранжа – вдвое меньше.
Потребность в цветочном «сырье» непрерывно растет. Вот и Лазурный берег уже не может поспеть за этим ростом. Низкая оплата не очень стимулирует крестьян, а площади садов и цветочных полей сокращаются в связи с активной застройкой побережья. Чудесный климат Лазурного берега влечет сюда миллионеров со всех концов мира. А предприятия Грасса вынуждены ввозить все больше цветочного сырья из-за рубежа. Теперь они завели свои филиалы и плантации в других теплых странах: Испании, Турции, Марокко.

Итак, если Грасс – основной производитель полуфабрикатов, необходимых для изготовления парфюмерии и косметики, то «столицей духов» неизменно является Париж. В городе и его окрестностях расположены фабрики и лаборатории – святая святых главных парфюмерных фирм. Проникнуть туда нелегко. Компании не любят допускать посторонних в эти овеянные легендами храмы аромата.

Так что же самое главное в производстве духов? Сами парфюмеры считают одним из самых важных факторов, чтобы духи отвечали вкусам и требованию времени. Они, как музыка, должны звучать в тон современности. Когда женщины носят брюки, им уже не могут нравиться духи, пусть даже отличные, которыми душились в пору длинных юбок и широкополых шляп.

Другое необходимое условие – «презентация» духов. Форма и упаковка флаконов имеют огромное значение для обеспечения успеха новинок. Париж – город художников и декораторов, искусных мастеров, работающих «на моду», с их столетними традициями – в этом отношении идеальное место.

Наконец, реклама — «двигатель торговли» в мире жестокой конкуренции. A она, как известно, стоит дорого. Если взять продажную стоимость французских духов, то, исключив сборы и налоги, окажется, что меньше ее половины, а иногда лишь одна треть, «падает» на сами духи. Остальная (большая) часть,- это расходы на «презентацию» и рекламу.

Известно, что парфюмерия и косметика предназначены, главным образом, для женщин. Именно поэтому изготовляются они преимущественно женскими руками. Начиная со сбора цветов и заканчивая упаковкой готовых изделий. У конвейеров трудятся работницы в белых халатах, занятые розливом духов и одеколонов, раскладкой и упаковкой тюбиков с губной помадой, баночек с кремами. Некоторые операции автоматизированы, но многое делается вручную. Духи не сигареты, и фирма хочет, чтобы коробочки с парфюмерией как бы хранили «тепло женских рук».

В Париже, когда говорят о парфюмерах и их искусстве, пользуются терминами, заимствованными из музыкального лексикона. Разбирая качества тех или иных духов или одеколонов, говорят об их «звучании», «тональности», «нотах», «акцентах», «нюансах», «гаммах», «тембре» и так далее.

Но зададимся вопросом: кто же является создателем удивительных и столь разных ароматов французской парфюмерии?

В любой компании, занимающейся производством духов есть главный парфюмер, иначе его называют «Нос» (le Nez) — или «композитор». Он своего рода генеральный конструктор, который «сочиняет» духи, создавая из десятков ароматических веществ новые, оригинальные, обладающие уникальным ароматом смеси. У всех парфюмерных фирм есть свой «Нос», свой главный «композитор».

Секреты парфюмерных фирм охраняются как государственная тайна. Рецепты изготовления духов и косметических изделий хранятся в сейфах под семью замками. Не дай бог, какой-нибудь конкурент «вынюхает» волшебную формулу! Потому засекречены и сами «Носы». Они состоят на службе частных компаний и вместе с изобретенными ими рецептами и формулами являются в какой-то степени их собственностью. Широкая публика никогда не узнает их имен. Другое дело, если тот или иной изобретатель откроет собственное предприятие. Тогда созданная им фирма будет носить его имя и уже для него будут творить другие обреченные на безвестность конструкторы, «композиторы», создатели новых изделий… Хотя истории известны случаи, когда секрет духов был утерян в одной стране и открыт заново в другой.

© При копировании информации гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!

В подготовке статьи использовался материал С.П. Зыкова «О Франции и французах»


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.
    Что еще почитать на сайте:

    Комментарии для Ароматы Франции

    1. Феликс Сычев написал:

      Решил Вам помочь и разослал этот пост в социальные закладки. Надеюсь поднимется популярность 😉

    2. Славна написал:

      Чудесный запах у духов из Франции. Они прекрасны…

    Оставить комментарий

    Вы должны войти для комментировиня.