Площадь Дофина

Уже неоднократно отмечалось, что история Парижа как нельзя лучше запечатлена в его площадях. Но при этом многие из них даже не включены в экскурсионные программы известных турагентств. Ярким примером тому является площадь Дофина, которая справедливо считается настоящим шедевром благодаря своей необычной форме и интересному архитектурному ансамблю. Жители Парижа ласково называют ее Золушкой и с удовольствием проводят свободное время в этом живописном уголке.

История строительства

площадь дофина

Площадь Дофина в Париже

Строительство площади Дофина было начато во времена правления французского короля Генриха IV (1589-1610 гг.). За эти годы архитектурный облик Парижа заметно изменился в лучшую сторону. Монарх решился построить несколько площадей в окружении зданий, выполненных в едином стиле. Идеи короля пришлись по вкусу жителям столицы и, воплощенные в жизнь, стали ее подлинным украшением. Его замысел как раз и предполагал создание площади Дофина. Строительство было начато в 1607 году, и к этому процессу были привлечены лучшие архитекторы того времени. Своим именем площадь Дофина была обязана наследнику престола, будущему королю Людовику ХІІІ, которого по сложившейся традиции жители страны называли дофином.

По плану монарха в качестве места ее расположения была выбрана территория, прилегавшая к острову Сите. При планировке пространства был использован нестандартный в то время подход, заключавшийся в придании площади формы треугольника. На границах были возведены здания из кирпича, фасады которых были украшены белым камнем. Причем все расположенные на ней дома были сделаны трехэтажными, и на первом этаже каждого из них устроена аркада. Помещения, находящиеся на верхних этажах, использовались в качестве жилых и сдавались внаем.

Такое решение способствовало тому, что вскоре после завершения строительства практически во всех домах на площади были открыты торговые лавки, среди которых было особенно много ювелирных. Благодаря этому площадь Дофина стала довольно оживленным городским районом. На протяжении значительного периода времени она была любимым местом для бродячих артистов, зубодеров, воров и картежников. В восемнадцатом веке она завоевала себе славу центра французской художественной жизни. Ведь на протяжении целого столетия ее пространство служило своеобразным выставочным залом для работ начинающих художников и именитых мастеров.

Популярности площади также способствовала и ее близость к Лувру и Сите, в котором на то время располагалась королевская администрация. Именно поэтому большинство иностранных дипломатов предпочитали снимать здесь комнаты. Кроме того, тут к их услугам были многочисленные таверны, парикмахерские и другие необходимые заведения. А в начале шестнадцатого века был построен Новый мост, благодаря которому на ее территорию можно было попасть с обоих берегов Сены.

Хотя еще при возведении площади было объявлено, что она предназначается наследнику престола, на ней был установлен памятник ее создателю – королю Генриху IV. Конная статуя из бронзы украшала ее территорию вплоть до 1792 года. Однако бурные события того исторического периода не пощадили ее, и она была переплавлена. Тем не менее уже в 1818 году новая статуя самому любезному из монархов, как называли его парижане, была восстановлена и до сих пор украшает Новый мост. Согласно легенде создание статуи было доверено известному скульптору Ламоту, один из подмастерьев которого был ярым приверженцем режима Наполеона Бонапарта. В процессе ее возведения он ухитрился поместить в правую руку статуи миниатюрную скульптуру Наполеона, а внутри лошади спрятал листовки с антимонархическими призывами.

В девятнадцатом веке было решено изменить треугольную форму площади Дофина, для чего снесли часть зданий, расположенных на ее восточной стороне. Благодаря этому с ее территории открывался вид на недавно построенный дворец Правосудия. Но в то же время такое решение совершенно изменяло ее первоначальную форму, которая придавала ей столь уютный вид. Поэтому с течением времени на месте снесенных домов были посажены каштаны. Вид зелени возвращает площади ее первоначальную закрытость и значительно оживляет внешний облик.

Интересные факты из истории

площадь дофина

Вид на площадь Дофина с высоты птичьего полета

Сразу после окончания строительства площадь Дофина стала излюбленным местом для выступлений комедиантов, среди которых особенно много было выходцев из Италии. Некоторые из них с нетерпением ждал весь Париж. Вплоть до настоящего времени сохранилась слава таких любимцев публики, как Жиль Барри, Мондор и Табарен.

Неизменными спутниками комедиантов в те дни являлись карманные воры, попрошайки, картежники и девицы легкого поведения. Эта коллекция, безусловно, не будет полной и без зубодеров, которые в Средневековье удаляли больные зубы прямо на глазах публики. До настоящего времени сохранилось имя одного из них, Толстого Фомы, который стал известен истории благодаря ловкому рекламному трюку. Он бесплатно вырывал зубы всем желающим в день рождения наследника престола Франции, а также в тот день, когда было объявлено об излечении короля Людовика XV от свирепствовавшей в те времена оспы.

Но все же главным историческим событием, которое имело место на площади Дофина, считается приезд в 1660 году Марии-Терезы Австрийской, молодой жены Людовика XІV. Парижане широко праздновали заключение брака их королем, и приезд молодоженов был обставлен очень торжественно. По замыслу старейшин города путь следования королевской четы должен был пролегать через четыре триумфальные арки. Но в последний момент было принято решение о добавлении еще одной. Для ее сооружения и была выбрана площадь Дофина, благодаря тому, что с места ее расположения открывался очень красивый вид на Париж, в том числе и на Лувр.

Автором проекта арок, а также всего торжественного ансамбля в целом, был известный в то время художник Лебрен. По созданным им эскизам построили трон, который впоследствии был установлен на площади Дофина. Именно на нем восседала юная Мария-Тереза, имевшая прекрасную возможность с выбранного места лицезреть раскинувшийся перед ней город. Все пространство площади пересекали цветочные гирлянды, а окна каждого дома украшали интересные цветочные композиции.

Роль площади Дофина в Париже в развитии художественного искусства

площадь дофина

Площадь Дофина: тихий уголок в центре Парижа

С начала восемнадцатого века площадь Дофина в Париже считалась центром французской художественной жизни. Ведь начиная с 1704 года у французских живописцев не было места для представления своих работ. До этого времени на протяжении почти сорока лет эту роль выполнял художественный салон, организованный королем Людовиком XІV. Но в него имели доступ только титулованные мастера, которые уже были членами Академии. С прекращением работы салона даже они утратили возможность выставлять для показа публике свои лучшие работы.

Выход из положения нашли молодые, еще никому не известные художники. Именно они первыми начали выставлять свои работы в многолюдном месте, где их мог приобрести каждый желающий. Для этой цели была выбрана площадь Дофина, на которой уже традиционно собиралось множество парижан и гостей города. На первых порах вернисажи носили стихийный характер, в большинстве случаев привлекая лишь обычных зевак. Но с каждым годом популярность импровизированной выставки все возрастала, и уже с 1722 года она начала живо интересовать специалистов.

Так, на площади Дофина в Париже был открыт художественный салон, в котором выставлялись произведения академиков. Менее знаменитые художники для выставки своих работ использовали непосредственно ее территорию. Особенной популярностью славился вернисаж в день праздника Христовых Тела и Крови. Он проводился под открытым небом, и если погодные условия были неблагоприятными, то его откладывали ровно на одну неделю. Если же погода и дальше оставалась ненастной, то выставка отменялась до следующего года.

Отчеты о проводимых на площади Дофина выставках печатались в известных художественных журналах. А она сама полюбилась не только обычным горожанам, но и стала излюбленным местом для прогулок парижской аристократии. Благодаря проводимым здесь выставкам обрели известность такие мастера, как Никола Ланкре, Шарден и Фрагонар. Художественный салон на площади Дофина существовал вплоть до Великой французской революции, когда пришедшее к власти правительство запретило праздник Спаса.

Исторический памятник сегодня

площадь дофина в париже

Площадь Дофина

Несмотря на значительные изменения в первоначальном облике площади Дофина в Париже, она все же остается достопримечательностью, достойной особого внимания. На ней до сих пор сохраняется непередаваемое очарование старины, благодаря которому кажется, что время вернулось на несколько столетий назад. Необычная треугольная форма скрадывает шум большого города, и на площади царят уют и особая провинциальная тишина.

Несомненным преимуществом этого тихого уголка является непосредственное расположение возле Собора Парижской Богоматери и Латинского квартала.

Многочисленные кафе и небольшие ресторанчики предлагают парижанам и гостям города первоклассные блюда знаменитой французской кухни. А еще на ее территории можно поиграть в средневековую игру в шары, называемую петанк.

К настоящему времени первоначальная архитектура площади практически не сохранилась. За четыреста лет существования большая часть зданий была разрушена. Сегодня из расположенных на ней ранее сорока четырех домов сохранились только два, поэтому в архитектурном плане площадь Дофина не может похвастаться единством стиля. Однако до сих пор за ней сохраняется слава одного из самых красивых и живописных уголков Парижа.


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий