История гильотины

Пожалуй, гильотина является одним из наиболее кровавых предметов европейской истории. Несмотря на то, что разработана она была с самыми лучшими намерениями, это легко узнаваемая машина быстро стала одним из символов кошмарного террора времен Французской революции.

История гильотины до сих пор остается запутанной, а рассказы о ней – противоречивыми. В этой статье можно узнать о событиях, сделавших гильотину всемирно известной, и, как Вы сами убедитесь, эта история связана не только с Францией и революцией.

«Пра-Гильотина»: «Галифакская виселица»

Долгое время считалось, что гильотина была изобретена в конце 18 века, однако, последние исследования показали, что подобные «обезглавливающие машины» имеют более длительную историю.

Самой известной и, возможно, одной из первых, была машина под названием «виселица Галифакса» (Halifax Gibbet), которая представляла собой монолитную деревянную постройку с двумя стойками по 15 футов, увенчанными горизонтальной балкой. Клинком был топор, который скользил вверх и вниз по пазам в стойках.  Этот прибор был установлен на городской площади. Скорей всего создание этой «Галифакской виселицы» датируется еще 1066 годом, хотя первое серьезное упоминание о ней относится к 1280-м годам. Казни проходили на рыночной площади города по субботам, и машина оставалась в использовании до 30 апреля 1650 года.

«Пра-Гильотина»: Ирландия

Другой раннее упоминание машины для казни встречается в картине «Исполнение казни Маркода Баллага близ Мертона в Ирландии 1307 года». Как видно из названия, имя жертвы – Маркод Баллаг, и обезглавлен он был оборудованием, которое удивительно похоже на позднюю французскую гильотину.

Также подобное устройство встречается в картине, изображающей сочетание гильотинной машины и традиционного обезглавливания. Жертва лежала на скамье, с топором, укрепленным каким-то механизмом и поднятым над ее шеей. Разница заключается в палаче, который стоит рядом с большим молотком, готовый ударить по механизму и отправить лезвие вниз.

Существовало много других машин для казни, включая шотландскую Мэйден и итальянскую Маннайю – деревянные конструкции, созданные в середине 16 века по подобию «Галифакской виселицы».

Начиная со средних веков, казнь через усекновение головы была возможна только для богатых и влиятельных людей. Считалось, что обезглавливание — более великодушно, и, конечно, менее болезненно, чем другие методы. Однако, вспомним уже известную нам «Галифакс Гиббет» — она, несомненно, была исключением из правил, так как использовалась в исполнении наказания для любых людей, независимо от их положения в обществе, в том числе и для бедных слоев населения.

Дореволюционные методы исполнения наказания во Франции

В начале восемнадцатого века во Франции пользовались многими способами казни, которые часто были болезненными, кровавыми, мучительными и чудовищными. Повешение, сжигание на костре, четвертование были обычным делом. Богатых и влиятельных людей обезглавливали топором или мечом, в то время как для исполнения наказания простого населения часто использовались компиляции смерти и пыток. Эти методы преследовали двоякую цель: наказать преступника и предупредить новые преступления, для чего большинство казней проводилось публично.

Постепенно в народе росло возмущение таким чудовищным наказаниям. Эти недовольства подпитывались главным образом мыслителями Просвещения — такими людми, как Вольтер и Локк – теми, кто приводил аргументы в пользу более гуманных методов исполнения наказания. Одним из их сторонников был доктор Жозеф-Игнас Гильотен; однако, до сих пор неясно, был ли доктор защитником высшей меры наказания или, в конечном счете, добивался ее отмены.

Предложения доктора Гильотена

Доктор Гильотен

Доктор Гильотен

Французская Революция началась в 1789 году и потрясла всю Францию, изменяя социальный, культурный и политический строй страны. Соответственно, довольно быстро была пересмотрена правовая система страны. 10-ого октября 1789 года — второй день дебатов об уголовном кодексе Франции — доктор Гильотен предложил шесть статей новому Законодательному собранию, одна из которых призывала, чтобы обезглавливание стало единственным методом исполнения наказания во Франции. По его предложению казнь должна была исполняться с помощью простой машины и не должна была превращаться в пытку. Гильотен представил собранию гравюру, которая иллюстрировала такое устройство — каменная колонна с падающим лезвием, которым управляет палач. Кроме того, Гильотен потребовал, чтобы машина была скрыта от лишних глаз, так как, по его мнению, казнь должна быть делом частным и достойным. Однако, это предложение было отклонено.

Тексты часто игнорируют другие реформы, предложенные Гильотеном. Во-первых, он предложил ввести систему общенациональной стандартизации наказания. Во-вторых — систему защиты семьи преступника, которая не должна была пострадать или быть дискредитированной. В-третьих, имущество наказуемого не должно быть конфисковано. В-четвертых, тело наказуемого должно быть возвращено семье. 1 декабря 1789 года эти предложения Гильотена были приняты, но казнь с использованием машины – отклонена.

Ситуация изменилась в 1791 году, когда Генеральная Ассамблея приступила, наконец, к обсуждению более гуманного и равноправного способа казни, чем многие предыдущие методы, которые были сочтены слишком варварскими и непригодными. Ассамблея приняла предложение маркиза Лепелетье де Сан-Фаржо, постановив, что «каждый человек, приговоренный к смерти, должен быть казнен через обезглавливание». Предложения Гильотена об «обезглавливающей машине» начали обретать все большую популярность, несмотря на то, что сам доктор уже отказался от этой идеи. Традиционные методы отрубания головы (мечом или топором) имели свои недостатки – они считались грязными и были сложны в исполнении. Для того, чтобы все прошло как следует, требовался профессиональный палач, не допускающий промаха или заминки. Известны случаи, когда наказуемый страшно мучился в агонии из-за ошибки или недостаточного умения палача. Машина же… не допускает ошибок, делает все быстро и надежно, к тому же – она не устает. Главный палач Франции, Шарль-Анри Сансон, отстаивал эти аргументы.

Первая гильотина

Проект обезглавливающей машины был поручен доктору Антуану Луису, секретарю Академии Хирургии во Франции, а ее построение – немецкому инженеру Тобиасу Шмидту.

Шмидт построил первую машину и проверил ее, сначала на животных, а затем на человеческих трупах. Гильотина состояла из двух четырнадцатифутовых балок с поперечной перекладиной, внутренние края которой были смазаны жиром с маслом; подвешенное сверху лезвие было или прямым, или изогнутым как топор. Системой управляли через веревку и шкив, в то время как сама постройка была установлена на высокой платформе.

Окончательное тестирование проводилось в больнице Бисетр, где было успешно обезглавлено три тщательно подобранных трупа сильных, коренастых мужчин. Первое гильотинирование состоялось 25 апреля 1792 года, когда был казнен разбойник по имени Николя-Жак Пеллетье. После этого в механизм были внесены некоторые изменения, но, в целом, гильотина была готова.

Гильотина распространяется по Франции

Итак, гильотина была одобрена Генеральной Ассамблеей, а ее копии были направлены в каждый французский департамент. В Париже гильотина сначала была установлена на площади Карусель, но затем ее перенесли.

После казни Пеллетье обезглавливающей машине дали название «Луизетта» или «Луизон», по имени ее проектировщика – доктора Луиса, но это название вскоре было забыто. Через некоторое время машину стали называть «Гильотен» / Guillotin, по имени доктора Гильотена, который первым официально внес предложение о ее утверждении. И, наконец, еще позднее, название преобразилось в «гильотину» / la guillotine. До сих пор неизвестно, когда именно во французском языке к названию добавилось последнее «е». Есть предположения, что оно появилось из народных попыток рифмовать в стихах и песнопениях имя Гильотена с его машиной.

Итак, гильотина была разработана, чтобы быстро и безболезненно казнить любого преступника, независимо от возраста, пола, богатства или положения. По иронии судьбы, в те времена гильотина стала воплощением таких понятий как «равенство» и «гуманизм».

Возможно, самый неописуемый аспект истории гильотины — необыкновенная скорость и масштаб ее принятия и использования. Действительно, к 1795 году, спустя только полтора года после ее первого использования, гильотина обезглавила более чем тысячу человек в одном только Париже. Конечно, при упоминании этих цифр нельзя не учитывать роль времени, так как во Франции машина была введена лишь за несколько месяцев до самого кровавого периода Великой Французской Революции: террора.

В 1793 году политические события во Франции способствовали появлению нового правительственного органа: Комитета общественной безопасности. Этот орган должен был работать быстро и эффективно, защищая Республику от врагов, но на практике он стал воплощением диктатуры, которой управлял Робеспьер. Комитет арестовывал и казнил всех, чье поведение, связи или сочинения хотя бы косвенно свидетельствовали о том, что он относится к сторонникам тирании и федерализма. Это определение было настолько широким, что могло касаться почти любого гражданина Франции… В течение 1793-1794 годов тысячи людей были отправлены на гильотину.

Несложно понять, почему эта машина так быстро пронзила культуру Франции и всей Европы. Если раньше палачи гордились своими навыками и профессионализмом, то теперь в этом не было нужды — скорость стала главным достоинством процесса казни. В период между 1541 и 1650 годами на «Галифакской виселице» было казнено 53 человека. Гильотина с легкостью превосходила это количество в некоторые дни своего существования.

В журналах и проспектах стали появляться жуткие изображения гильотины в сопровождении болезненных юмористических комментариев. О ней писали, сочиняли песни и стихи, ее изображали в карикатурах и устрашающих рисунках… Гильотина коснулась всего – моды, литературы и даже детских игрушек, она стала неотъемлемой частью французской истории.

Однако, несмотря на весь ужас того периода и революционное кровопролитие, гильотина не стала ненавистной народу. Прозвища, данные ей народом были скорее печальными и романтичными, нежели ненавистными и устрашающими – «национальная бритва», «вдова», «Мадам Гильотен». Важным фактом в этом феномене является то, что сама гильотина никогда не связывалась с каким-либо отдельным слоем общества, а также то, что и сам Робеспьер был обезглавлен на ней. На гильотине мог быть казнен как вчерашний король, так и обычный уголовный преступник или политический бунтарь. Это позволило машине возвыситься над мелкой партийной политикой и стать арбитром высшего правосудия.

Послереволюционное использование

История гильотины не заканчивается вместе с Французской революцией.

Эта машина была принята во многих странах мира, в том числе в Бельгии, Греции, Швейцарии, Швеции и некоторых немецких государствах, а также во французских колониях. Более того, во Франции она по-прежнему использовалась и совершенствовалась, по крайней мере, еще столетие.

Публичные казни продолжались во Франции до 1939 года, когда Эжен Вейдманн стал последней жертвой «под открытым небом». Таким образом, потребовалось почти 150 лет для того, чтобы реализовались пожелания Гильотена в скрытости процесса казни от посторонних глаз. Последнее государственное использование гильотины во Франции произошло 10 сентября 1977 года, когда был казнен Хамида Джандуби. Следующая казнь должна была состояться в 1981 году, но предполагаемая жертва, Филипп Морис, получил помилование. Смертная казнь была отменена во Франции в том же году.

И напоследок хочется сказать, что несмотря на все  страшные исторические события, связанные с гильотиной, сегодня это слово применяется для названия профессионального оборудования резки металлических листов разной толщины. В современном нам мире гильотина — это сложное устройство, применяемое в производстве. Она позволяет быстро и точно резать листы металла разной толщины.

P.S. Судьба доктора Гильотена

А в конце этого невеселого повествования хотелось бы отметить, что вопреки легенде, доктор Жозеф-Игнас Гильотен не был казнен на собственной машине. Он дожил до 1814 года и умер своей смертью.

© При копировании информации активная гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий


En francais

Карта сайта