Перре — архитектор от Бога

Иногда случайные вещи становятся основой для настоящей истории. Так случайное открытие в 1867 году железобетона стало поворотным событием для французской архитектуры.

Французский садовник Монье в 1867 году получил патент на изготовления прочных кадок из бетона, усиленного стальными стержнями и проволочными сетками, нашло свое воплощение в конце века только лишь в некоторых инженерных сооружениях. То, что в железобетоне таился не только огромный конструктивный, но и эстетический потенциал, сумел первым осмыслить архитектор О. Перре.

Малопримечательной улице Франклина, невдалеке от дворца Шайо, суждено было войти в историю архитектуры потому, что на ней в 1903 году архитекторы братья О. и Г. Перре воздвигли восьмиэтажный жилой дом с отчетливо выявленным железобетонным каркасом.
Этот дом всегда приводится как классический пример впервые примененного железобетона в жилой архитектуре. Здесь, тоже в первый раз, была сделана плоская кровля.

Десять лет спустя О. Перре создал театр, получивший широкую известность под названием театра Елисейских полей (так он был назван потому, что поначалу для строительства предназначался участок на знаменитой парижской магистрали). Внешний облик здания полностью отражает черты господствовавшего в то время стиля модерн, и отнюдь не композиция фасада с его тяжеловесными членениями привлекла всеобщее внимание к театру (несколько лет тому назад он принят под государственную охрану как исторический памятник архитектуры). Несомненный интерес представляет собой решение большого (2100 мест) зрительного зала (всего их в здании три — опера, комедия и студия), в котором обеспечена прекрасная видимость. Конструктивное и функциональное новаторство в организации зала определило его облик, непривычный для того времени, но типичный для театрального зала наших дней.

О. Перре построил в Париже еще ряд зданий: Национальное хранилище мебели, Строительный музей, Морское министерство, церковь в пригороде Парижа — Ренси, прозванную французами «железобетонной Сент-Шапель». Все они — свидетельство поисков новой архитектурной выразительности (каннелюрованные сужающиеся книзу колонны, железобетонные витражи, новая фактура бетонной стены, не обработанной после снятия опалубки).

Перре — родоначальник конструктивизма, примерами которого так богат Париж. Истоки конструктивизма глубокими корнями уходят в традиции французского зодчества, Творчество О. Перре впитало в себя не только рационализм готики, воплотив идею ее каркасных конструкций, но и регулярность классических композиций Габриэля и Леду.

О. Перре сделал вклад и в градостроительство ХХ века. В 1922 году он пришел к выводу о необходимости коренных преобразований Парижа и потому предлагал создать вокруг столицы города-сателлиты, соединив их с Парижем линиями метро с экспрессным движением, продлить в качестве автомагистрали Елисейские поля с пересечением в двух уровнях; на этой магистрали он предлагал среди зелени возвести дома-башни высотой в 200 метров, имеющие в плане форму звезды, креста, полукруга, с плоскими кровлями-садами.

Урбанистический проект О. Перре отразил его позитивную точку зрения на вопрос сохранения исторического Парижа и создания города-сада с домами-башнями за пределами его центра. Как известно, такая точка зрения находит отзвук в предложениях по переустройству Парижа в 1960-х годах.

Идеи О. Перре получили развитие во взглядах и творчестве его ученика Шарля Эдуарда Жаннере, известного под псевдонимом Ле Корбюзье. Он еще больше, чем его учитель, поверил в удивительные технические и эстетические возможности железобетона, властно вошедшего в зодчество в нашем веке. Роль Ле Корбюзье в становлении архитектуры Парижа 1920-х годов была велика.

© При копировании информации активная гиперссылка на www.mafrance.ru обязательна!


Понравилась статья? Подпишись на rss, чтобы всегда быть в курсе событий.

Оставить комментарий